Консультация для родителей. Как приучить ребенка убирать за собой игрушки?

 

Логопедические домашние задания на лето

Учитель-логопед Репьёва Т.Т.

Уважаемые родители! Наступила долгожданная и всеми любимая пора, время каникул и отпусков. Для наших деток лето-это возможность отдохнуть от обычной годовой нагрузки. Но как провести каникулы с пользой - чтобы ребенок как следует отдохнул, набрался сил, но в тоже время и не забыл все, что с такими усилиями удалось добиться за год? Для того, чтобы наша с Вами совместная работа за лето не пропала, я предлагаю Вам упражнения, которые можно выполнять не только дома, сидя, но и в любой другой обстановке: прогулки, поездки, поход по магазинам.  Искренне надеюсь, что Вы сохраните за лето нашу совместную работу.

При выполнении рекомендаций следует соблюдать ряд условий:

1.Приступать к выполнению рекомендаций следует лишь в том случае, когда ваш ребенок  здоров, сыт, спокоен.

2.Большинство заданий выполняйте в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.

3.Выполнять задания должен сам ребенок, а родители лишь контролируют правильность выполнения и при необходимости поправляют.

4.Если ребенок устал во время выполнения, обязательно нужно дать ему отдохнуть. Если в данный момент  ребенок не хочет заниматься, нужно перенести занятие, но обязательно выполнить задание позже.

5.Никогда не ругайте ребенка, если у него не получается задание, выполните предыдущее задание, для вселения уверенности в свои силы и возможности не потерять ранее полученные навыки.

6.Чаще хвалите ребенка, формируйте у него уверенность в своих силах, создавайте ситуацию успеха.

7. Приучите ребенка (и себя) к тому, чтобы занятия с ним были ежедневными, хотя бы по 10-15 минут. Некоторые упражнения можно выполнять по дороге в магазин или в транспорте, можно задавать ребенку вопросы и задания при ежедневной работе по дому, т.е. в повседневной жизни. Не жалейте на занятия времени, оно потом во много раз окупится!

8.Находясь рядом с ребёнком, развивайте у него волевые качества, умение ограничивать свои желания, доводить начатое до конца, выполнять нормы поведения.

9.Родители должны учитывать, что реакция ребенка может быть различной: то быстрой, то слишком медленной, то чрезмерно веселой, бурной, то очень унылой. Это не должно отталкивать родителей от дальнейшей работы, а наоборот, учитывая личные особенности своего ребенка, привлекая родительскую интуицию и желание помочь, вместе с ним преодолевать речевые затруднения.

 

 

Уважаемые родители! Обратите внимание на лексические темы, которые мы проходили в течение года, повторите их вместе с ребёнком!

 

Расскажите детям о времени года - лете. Помогите запомнить приметы лета, названия летних месяцев. Помогите ребенку составить рассказ «Как я провел лето» (родителям записать).

Нарисовать картинку «Лето»

 

Назвать одним словом: муха, кузнечик, стрекоза, майский жук, паук, бабочка – это…

- кто из насекомых ползает, летает, прыгает;

- назвать вредных и полезных насекомых;

- чем питаются насекомые;

- назвать части тела насекомых;

- куда насекомые прячутся зимой?

 

Выучить загадку, отгадку нарисовать:

     Не жужжу, когда сижу,

     Не жужжу, когда ползу.

     Если в воздухе кружусь,

То уж вдоволь нажужжусь.

 

Упражнение «Четвёртый лишний» (на слух)

-муха, муравей, грач, пчела;                

-стрекоза, жук, гусеница, собака;

-комар, кузнечик, бабочка, белка.

 

Упражнение «Сосчитай насекомых» (до 5)

 один комар, два комара, три комара, четыре комара, пять комаров;

паук –                       

стрекоза –                          

муравей –

 

Не забывайте развивать мелкую моторику!

Разукрашивание  цветными карандашами (с соблюдением всех правил).

 

Желаю деткам хороших каникул, радостных событий и отличного настроения!!!!

 


 

БАНК ЗАДАНИЙ

1. Обобщающие слова:

Задания: а) назови одним общим словом

б) Какую обувь (одежду и т.д.) ты знаешь?

Материал: Одежда: свитер, платье, костюм, шорты, юбка, колготки и т.д.; Обувь: тапки, сапоги, кроссовки, туфли, валенки, ботинки и т.д.; Посуда: кастрюля, сковорода, тарелка, блюдце, вилка, чашка и т.д. Грибы: мухомор, лисичка, подосиновик, подберезовик и т.д.; Овощи: картофель, помидор, репа, лук и т.д.; Фрукты: яблоко, апельсин, груша, персик и т.д.; Цветы: тюльпан, роза, гвоздика,   одуванчик, ромашка и т.д.; Деревья: липа, береза, тополь, осина, дуб и т.д. Инструменты: пила, топор, отвертка, дрель, лопата и т.д.; Материалы: дерево, железо, пластмасса, бумага и т.д.; Профессии: повар, плотник, водитель, врач и т.д.; Животные: кошка, собака, волк, лиса, еж и т.д.; Птицы: снегирь, синица, журавль, утка, гусь и т.д.; Мебель: кровать, стол, тумбочка шкаф и т.д.; Бытовые приборы: холодильник, утюг, стиральная машина, пылесос, миксер и т.д.; Транспорт: велосипед, автобус, поезд, вертолет и т.д. Насекомые: бабочка, паук, кузнечик, оса, пчела и т.д.; Рыбы: щука, ерш, сом, судак, акула, скат и т.д.; Времена года: зима, весна, лето, осень; Месяцы: январь, февраль, март, апрель, май и т.д.

2. Слова антонимы:
Задание: а) скажи наоборот;

б) что может быть длинным, горьким и т.д.? А коротким (сладким и т.д.)?

Материал:

Большой - маленький

Длинный - короткий

Высокий - низкий

Широкий - узкий

Толстый - тонкий

Веселый - грустный

Здоровый - больной

Чистый - грязный

Горький - сладкий

Сухой - мокрый

Прямой - кривой

Сытый - голодный

Острый - тупой

Полный - пустой

Твердый - мягкий

Новый - старый

Холодный - горячий

Светло - темно

Быстро - медленно

Мало - много

Тяжело - легко

Близко - далеко

 

3. Притяжательные прилагательные

Задания: Чья морда? Чьи уши? Чей хвост?

Материал:

У волка - волчья, волчьи, волчий

У зайца - заячья, заячьи, заячий

У белки - беличья, беличьи, беличий

У собаки - собачья, собачьи, собачий

У кошки - кошачья, кошачьи, кошачий

У медведя - медвежья, медвежьи, медвежий

У лисы - лисья, лисьи, лисий

У козы - козья, козьи, козий

У коровы - коровья, коровьи, коровий

У лошади - лошадиная, лошадиные, лошадиный

У оленя - оленья, оленьи, олений

И т.п.

4. Относительные прилагательные

Задания: Какая? Какой?

Материал:

Ручка из пластмассы - пластмассовая

Матрешка из дерева - деревянная

Сумка из кожи - кожаная

Стакан из стекла - стеклянный

Шуба из меха - меховая

Гвоздь из железа - железный

Ложка из металла - металлическая

Самолетик из бумаги - бумажный

Рубашка изо льна - льняная

Платье из шелка - шелковое

Носки из шерсти - шерстяные

Сапоги из резины - резиновые

Сироп из яблок - яблочный

Компот из клубники - клубничный

Сок из клюквы - клюквенный

Варенье из вишни – вишневое

И т.п.

 

5 Упражнения для автоматизации звуков. Добивайтесь правильного произношения поставленных логопедом звуков. Звуки могут «потеряться», и необходимо будет начинать работу по их постановке заново (смотрите индивидуальные рекомендации)

 

6. Упражнения для развития фонематических процессов

1. Услышишь слово с заданным звуком (например, со звуком С) - хлопни (вата, сом, нос, зуб, бинт, и т.д.)

2. Выделить гласный звук, стоящий в начале слова. Например, какой первый звук в слове ААААня? – А. Ууууууутка? – У и т.д.

3. Выделить гласный звук, стоящий в конце слова. Например, какой последний звук в слове усыыы? – Ы.

4. Выделить согласный звук, стоящий в конце слова. Например, какой последний звук в слове маК (последний звук К выделяем голосом, произносим громче)? – К.

5. Составить слова из заданного количества звуков (Послушай какое слово получилось? К, О, Т – Кот.

6. Определение количества слогов в слове (хлопками). Сколько слогов в слове «мо-ло-ток»? - 3

7. Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых слогов. Какое слово получится из слогов: го, ло, ва? - Голова.

 

P.S. Давайте детям трогать предметы из различных материалов, рассказывайте об окружающей обстановке, про фрукты, ягоды, овощи, про то, как они растут и что из них можно приготовить. Больше говорите с ними и рассказывайте новое.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.

Повтори:

ПА-ПА-БА

КА-КА-ГА

ТА-ДА-ТА

БА-ПА-ПА

ГА-ГА-КА

ТА-ТО-ТУ

БА-ПА-БА

ГА-КА-ГА

ДА-ТА-ДА

ПА-БА-ПА

КА-ГА-КА

ДА-ДО-ДУ

 

СА-СА-ЗА

СА-СА-ША

СА-ЦА-СА

ЗА-СА-СА

ША-ША-СА

СА-СА-ЦА

ЗА-СА-ЗА

ША-СА-ША

ЦА-ЦА-СА

СА-ЗА-СА

ША-СА-СА

ЦА-СА-ЦА

 

2.

 

Назови предметы, изображенные на картинках, и соедините те из них, названия которых звучат похоже.

 

 

 

3.

Вспомни и назови звуки:

 

А   О    У    Э   Ы   И

 

- Какие это звуки? (гласные) Почему? Давай пропоём их вместе: вдыхаем носом, на выдохе поем: АОУЭЫИ.

Назови картинки. Найди и раскрась картинки на звук И.

 


4.

Обведи гласные – красным квадратом, согласные синим кругом, цифры желтым треугольником.

 

         П          5         У

        К          Т         Х        О          1

                                                 4        Э        Й   

                         Ц         2         А         Л

 

 

5.

Назови первый звук в словах:

 

Ухо, Арфа, Утенок, Индюк, Гном, Дом, Носки, Лиса, Санки, Фасоль, Кот.

 

Назови последний звук в словах:

 

санкИ, лимонЫ, мухА, маК, банаН, ноС, петуХ, ухО, санитаР, торТ, камыШ

 

Определи место звука  С  в словах: в начале, в середине, в конце.

 

Сад, мост, фасоль, кокос, усы, санки, нос, коса, сом, сын, пылесос.

 

6.

 

Составь из звуков слова:

И,В,А; Д,Ы,М; К,О,М; М,О,Х; М,Ы,Л,О; Д,У,Б,Ы; У,Т,К,А; Б,Л,И,Н; Л,И,П,А; К,У,С,Т;

 

7.

Определи, на какой стороне больше букв:

 


    А С У Ф Т И О Х                 М О Н К Ы Э

 

 

Прочитай буквы (кто умеет читать).

 

8.

 

Сосчитай, сколько букв и допиши еще одну:

А А________

 

Сосчитай, сколько букв и допиши столько же:

Т Т Т___________

9.

 

Посчитай от 1 до 6.

Шапка, стул, кукла, шалаш.
(одна шапка, две шапки, три шапки и т.д.)

 

10.

Измени по образцу:

Я стучу в стену. Ты …, Он…, Она…, Мы…, Вы…, Они….

Я несу синие сандалии. Ты …, Он…, Она…, Мы…, Вы…, Они….

Я мешаю кашу. Ты …, Он…, Она…, Мы…, Вы…, Они….

Я пашу пашню. Ты …, Он…, Она…, Мы…, Вы…, Они….

Я мою пол. Ты …, Он…, Она…, Мы…, Вы…, Они….

Я иду на футбол. Ты …, Он…, Она…, Мы…, Вы…, Они….

 

11.

Измени по образцу:

Дом – дома            

Пчела - …            Воробей -….           Шкаф - ….

Мяч - …               Ведро - ……           Платье -….

Перо –….             Дерево -…….         Ухо - …..

Карандаш -….     Пень - ….                Ручка - …..

 

12.

Скажи наоборот:


Высокий – низкий, 

широкий -

друг -

большой -

поднимать -

добро -

хвалит -

молчит -

выливает -

давать -

тяжёлое –

узкий –

глубокий –

чистый –

сладкий -


 

13.

Найди отличия. Дорисуй то, что художник забыл нарисовать.

 

 

 

 

 

Произносим слова сложной слоговой структуры:

Самолёт, памятник, свисток, лопата, черепаха, автобус, гусеница, подснежник, пятиэтажный, шестнадцатиэтажный, напоминали, остановка, велосипедист, мотоциклист, бегемот, тюльпан, пылесос, холодильник.

*Чтобы было эффективнее, сперва делим слово на слоги:

ГУ-СЕ-НИ-ЦА
ГУСЕ-НИЦА

ГУСЕНИЦА

 

Повторяем предложения за взрослым:

Дети из снега слепили снеговика.

Часовщик чинит часики.

Гимнасты выступают в цирке.

Ткачиха ткет ткань.

У наседки пять пушистых цыплят.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Автомобилист чинит автомобиль.

Чистильщик чистит обувь.

Стекольщик вставляет стекло.

Хоккеисты играют в хоккей.

 

14.

 

Закончи предложения:

Стол – мебель, а вилка - …

Шуба – одежда, а сапоги - ….

Комар – насекомое, а верблюд – …

Белка – животное, а воробей - …

Чашка – посуда, а машина - …

Пирамидка – игрушка, а баклажан - …

Манка – крупа, а слива - …

Кошка – домашнее животное, а волк - …

 

15.

Составь предложения:

Кире, мама, бублики, дала, булки, и.

Саша, санки, новые, несёт.

Мама, валенки, Вике, купила.

Кисель, пила, сладкий, Оля.

Коробки, нитки, в, иголки, и.

Яблоки, любит, Лена, кислые.

 

16.

Вставь в предложение нужный предлог.

Книга лежит ….. полке. 

Пёс сидит …..  будки. 

Мяч лежит  … диваном.

Кот залез … коробку. 

Мама достала продукты ….. сумки.

Я иду …. магазин.

Братишка выглядывает ………. двери.

 

 

 


Как приучить ребенка убирать за собой игрушки?

 


                                                 

 

Рано или поздно все родители начинают задаваться этим            вопросом.      Пока ребенок маленький, кажется, что еще слишком рано от него ожидать какой-то любви к порядку.  Но проходит время, количество разбросанных вещей и игрушек растет, а малыш словно не замечает создаваемого им беспорядка. Что же делать? Как у маленького человечка выработать привычку убирать за собой?


 

Подавайте личный пример.

 

   Как бы вы ни старались словами объяснить малышу, что он должен поддерживать в детской порядок, добиться этого будет непросто, если вы сами не всегда делаете то, что от него требуете.
   Как и в любом другом навыке, который вы хотите привить ребенку, самым главным будет личный пример, который вы ему подаете. Посмотрите, а всегда ли вы сами убираете на место свои вещи? Если вы бросаете одежду на стулья, не всегда сразу моете за собой посуду, а книжку оставляете в кресле, то не стоит удивляться, что и ребенок бросает свою одежду где попало, а игрушки у него весь день разбросаны по полу.
   Так что, прежде чем требовать от малыша любви к порядку, начните с себя. Придя домой, аккуратно развесьте одежду на вешалки и уберите в шкаф, после еды сразу же мойте за собой тарелки, зубную щетку убирайте в шкафчик, а не оставляйте на раковине, книги и журналы после чтения аккуратно ставьте на полку.
   Видя каждый день пример для подражания, ребенок с самого раннего возраста будет усваивать такую модель поведения, в которой соблюдение порядка является делом вполне естественным.

 

Когда начинать приучать к порядку?

 

   Нередко можно видеть такую картину. Малыш, пытаясь подражать взрослым, берет лейку, чтобы полить цветы или несет чашку в мойку, чтобы ее помыть. Но взрослые, опасаясь, что он прольет воду из лейки на мебель или подоконник, уронит и разобьет чашку, тут же отбирают их у него, считая, что это дело не для малышей. Со временем у малыша пропадает желание проявлять инициативу, и он оставляет все дела вам. Стоит ли после этого удивляться, что впоследствии он предоставит вам «почетное право» убирать за ним.
Чтобы этого не случилось, старайтесь с раннего детства поддерживать его желание вам помочь, быть похожим на вас, делать то, что делают взрослые. Пусть он расплескает воду, поливая цветы, или уронит тарелку в мойку, но зато у него будет вырабатываться привычка к заведенному в доме порядку, которая станет залогом аккуратности в будущем.

 

У всех вещей должно быть свое место.

 

    Если вы хотите, чтобы ребенок убирал за собой, то в первую очередь нужно позаботиться о том, чтобы у всех вещей в доме было свое место. Малыш должен твердо знать, что в этом шкафу хранится одежда родителей, на этой полке стоят папины книги, на той – лежат мамины журналы, в этом ящичке лежат фотоальбомы, а в том – инструменты. Такие же места должны быть и у детских вещей. Выберите, где вы будете хранить мягкие игрушки, где будут лежать кубики, пластилин, альбомы и краски для рисования, солдатики, куклы и игрушечная посуда. Определите, в каком шкафчике, на каких полках и вешалках разместится детская одежда. Ведь чтобы убирать за собой вещи и игрушки, ребенку нужно знать, куда их убирать.
  Можно сделать красивые наклейки с картинками на каждую коробку или шкафчик, с изображением того, что находится внутри. Так будет гораздо проще запомнить, что и куда нужно класть.


 

 

Будьте настойчивы.

 

Чтобы приучить малыша к порядку, не стоит идти на поводу у детских капризов. Возьмите за правило - убирать за собой нужно всегда! Нередко дети, пытаясь определить грань дозволенного, начинают испытывать родительское терпенье, чтобы узнать, что будет в том или другом случае непослушанья. Трудно устоять, видя хныкающего и изображающего усталость ребенка, и не убрать игрушки самому вместо него. Но это отнюдь не лучший вариант. Если ребенок капризничает и упирается, не кричите и не ругайте его, а попробуйте ему помочь с уборкой. Малыш должен понимать, что убирать за собой придется в любом случае, и, видя это, вскоре перестанет этому противиться.

 

Превратите уборку в веселую игру.

 

Чтобы уборка не становилась причиной хныканья и капризов, попробуйте превратить ее в игру. Сделать это не так уж и сложно. Можно придумать несколько вариантов увлекательной уборки.

 

Кто больше соберет.

 

Начните увлекательное соревнование,  кто больше соберет игрушек. На раз, два, три дайте старт и не заметите, как быстро будут собраны все игрушки. Тот, кто  собрал больше, получает маленький приз.


 

 

Кто соберет быстрее.

 

Другой вариант соревновательной уборки. Разделите комнату пополам и убирайте каждый свою половину на скорость. Маленький приз достается тому, кто убрал быстрее.

 

Разложить игрушки по признакам.

 

   Не менее увлекательный вариант, к тому же способствующий развитию малыша. Попросите ребенка разложить игрушки по признакам – большие в эту коробку, маленькие – в тот ящичек. После окончания уборки проверьте, все ли было сделано правильно. Раскладывать можно по размеру, по цвету или по любым другим признакам. Такая уборка доставит множество положительных эмоций и вам и вашему ребенку.

 

Если ребенок упрямится.

 

   Есть еще один действенный способ научить ребенка убирать за собой. Расскажите маленькому упрямцу, что игрушки хотят, чтобы за ними ухаживали, убирали на место, что они устают играть и хотят отдохнуть в своих домиках. А от тех, кто о них не заботится, они могут уйти к другим ребятам. В очередной раз, когда ребенок заупрямится, не ругайте его, а напомните об этом. Когда же малыш уснет, спрячьте игрушки так, чтобы, проснувшись утром, он их не нашел. На все вопросы отвечайте, что, видимо, игрушки ушли к другим ребятам, тем, которые не ленятся убрать их в коробочки после того, как поиграют. Скажите, что вы можете позвать игрушки обратно домой, но объясните, что они вернутся только в том случае, если малыш пообещает больше не бросать их на полу, а будет всегда аккуратно убирать после игры.

 

Чаще хвалите ребенка.

 

Многие родители забывают о таком действенном средстве, как похвала. Если ребенок все делает так, как нужно, этого вроде бы никто и не замечает. А стоит ему сделать что-то не так, то малыша не забывают поругать.
  Все детские психологи в один голос утверждают – это в корне неверная тактика воспитания. Старайтесь не ругать за то, что было сделано не так. Ребенок и сам расстраивается, если у него что-то не получается, а если на этом еще и заострить внимание, то у него, скорее всего, останется обида и нежелание делать то, что не получилось, в следующий раз. А вот если хвалить каждый раз, когда у него все получается, то можно достичь удивительных результатов.
 Если малыш своевременно убрал за собой игрушки, не забудьте его похвалить и восхититься удивительной чистотой в комнате. Поверьте, в следующий раз он возьмется за уборку с удвоенным рвением.
   Пользуясь этими простыми советами, вы без особого труда сможете приучить малыша убирать за собой игрушки и не разбрасывать по дому вещи.

    Не бывает идеальных родителей, как и идеальных деток. Однако, обучая детей чему-то новому, родители постепенно сформируют гармоничную и волевую личность.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий