«Влияние наследственности и среды на индивидуальные
различия».
С середины прошлого века, благодаря усилиям
универсального гения Ф.Гальтона,
решение проблемы влияния
наследственности и среды было поставлено на почву конкретного эмпирического
исследования, а не околонаучных
спекуляций. Главным способом выявления
воздействия наследственности на индивидуальные различия способностей,
личностных качеств, мотивов, особенностей темперамента стал близнецовый метод.
Он основан на сопоставлении
результатов тестирования психических
особенностей у однояйцовых и двуяйцовых
близнецов. Однояйцовые близнецы
(развивающиеся из одной оплодотворенной яйцеклетки) имеют на 100% одинаковый
набор генов. Двуяйцовые
близнецы (каждый развивается из собственной яйцеклетки) обладает лишь
50%-ным генетическим сходством.
Очевидно, если результаты
психологического тестирования показывают, что уровни развития тех или иных
способностей у однояйцовых близнецов
совпадают, то это
говорит о большем влиянии наследственности, чем среды, на индивидуальные
различия.
Особенно показательны результаты,
полученные при тестировании разлученных близнецов. Причиной разлуки может быть война,
катастрофа, смерть родителей и т.д. Если близнецы были разлучены и попали в
разные условия, но результаты, которые они показывают при тестировании, сходны
- это наиболее весомый аргумент в пользу генетической детерминированности психического свойства.
В течение ХХ века в
психологии развития боролись две основных исследовательских программы:
"генетическая" и "средовая". Наиболее впечатляющие результаты получены
сторонниками первой программы.
Тестируется уровень развития
психических свойств у детей, родителей, реже - у дедушек и бабушек, затем данные
подвергаются довольно сложной
процедуре обработки. Анализ
статистических связей между результатами тестирования родственников
позволяет выявить относительный вклад
среды, генотипа и
генотип-средового взаимодействия в развитие индивидуальных психологических
особенностей человека.
Наиболее подробно изучено
влияние наследственности на
развитие общего интеллекта: способности, определяющей успешность решения различных
задач; прежде всего - задач на выявление абстрактных отношений.
Общий интеллект определяет
успешность обучения в средней и высшей школе, а
также во многом скорость овладения профессиональной деятельностью.
В многочисленных исследованиях получены очень высокие
совпадения между уровнями
интеллекта однояйцовых близнецов. Причем для разлученных однояйцовых близнецов
статистическая связь оказалась даже выше, чем для выросших вместе.
Наиболее велик вклад наследственности в
детерминацию различий в уровне
развития вербального (словесно-логического) интеллекта.
Аналогичные данные получены
при изучении специальных способностей (владение языком, математическое
мышление).
В исследовании Дж. Лоэлина и
Г. Николса была сделана попытка выявить влияние особенностей
среды на внутрипарное сходство
интеллекта близнецов. Они изучали различия родительского отношения к близнецам, стиль семейного воспитания и пр., но ни один из факторов не оказывал влияния на
величины внутрипарных корреляций,
хотя некоторые из них
влияли на уровень общего интеллекта обоих близнецов.
Влияние среды на
индивидуальные различия в уровне невербального интеллекта ("интеллекта
действия" или практического) значительно выше, как это ни парадоксально.
Многие исследователи, в частности Р. Роуз, пытались выявить, чей геном больше влияет на
развитие способностей: материнский или
отцовский. Р. Роузу удалось выявить "материнский эффект" лишь для 2
субтестов шкалы Д.Векслера.
Позднее Дж. Горн выявил, что
различия в уровне развития невербального интеллекта в большей мере обусловлены
семейной средой. Большинство исследований показывают более
высокие связи между уровнем развития общих способностей матерей и детей, чем отцов и детей. Кроме того, с течением времени просматривается
увеличение связи уровня общего интеллекта приемных детей и их биологических
родителей, т.е. влияние генотипа на индивидуальные различия в уровне интеллекта
с возрастом увеличиваются.
Величина генетической
обусловленности большинства личностных черт (исключая темперамент) значительно ниже показателей наследуемости
общих и специальных способностей.
При выполнении интеллектуальной деятельности ребенок и, тем более, взрослый не всегда могут
проявить, раскрыть весь веер своих
возможностей. Этому препятствуют "психологические барьеры", личностная тревожность и т.д.
Определенные условия семейного воспитания могут формировать
личностные качества, препятствующие или,
напротив, благоприятствующие
проявлению общих и специальных способностей в учебе или профессиональной
деятельности.
Следовательно, повысить
интеллектуальную продуктивность ребенка можно за счет формирования
определенной мотивации.
Второй путь: создать такие
условия жизнедеятельности для ребенка, которые активизировали бы мотивы и индивидуально-психологические качества (даже, если их
уровень наследственно обусловлен),
которые бы благоприятно влияли на успешность интеллектуальной
деятельности.
В том случае,
если эти индивидуально-психологические качества
наследуются независимо от интеллектуальных способностей, можно
получить эффект увеличения интеллектуальной продуктивности ребенка.
Итак, существует три пути
повышения уровня развития интеллектуальных способностей:
1. Создавать среду для их
развития в семье;
2. Формировать другие психические
свойства, повышающие интеллектуальную
продуктивность;
3. Создавать такую семейную
ситуацию, в которой свойства, влияющие
на повышение интеллектуальной продуктивности могли бы проявиться.
Общий интеллект проявляется в скорости и успешности решения
продуктивных задач.
Причем замечено, что успешность решения задач определяется
также уровнем развития мотивации достижений:
надеждой на успех. Эта мотивация проявляется в интеллектуальной настойчивости, адекватной реакции на успех и неудачу, низкой тревожности, высоком (но умеренном)
уровне притязаний, склонности выбирать задачи повышенной трудности и т.д.
Ее антипод - мотивация
избегания (страх перед неудачей)
проявляется в выборе заданий:
ребенок выбирает либо очень легкие, либо очень трудные задания, а также - в тревожности, тяжелом переживании
неудач, склонности приписывать неудачу своей неспособности, а успех связывать с легкостью задания и т.д.
Замечено, что в
норме мотивация достижений (надежда на успех) связана с
высоким уровнем интеллекта, а мотивация
избегания неудачи с низким IQ.
На развитие мотивации
достижений и/или избегания влияет стиль семейного воспитания (контроль
за поведением, эмоциональная поддержка, поощрение за успехи и наказание
за неудачи и т.д.).
Корреляции уровня интеллекта и мотивации
достижений обусловливаются связью через "третий" фактор - семейное
воспитание и независимым позитивным влиянием обоих факторов на успех решения
тестовых заданий.
В любом случае
заслуживает проверки гипотеза о влиянии семейных отношений и
ситуации, в которой оказывается ребенок,
на его интеллектуальную продуктивность,
определяемую уровнями развития общего интеллекта и мотивации.
Если следовать логике книги,
мера этого влияния будет различной в семьях, принадлежащих различным культурам.
В Российской культуре (если в
ней что-то осталось от православной традиции) большое значение имеет
"любовь", аффилиация, эмоциональная близость и поддержка, которую
оказывают друг другу члены семьи, нежели такой фактор как контроль за
соблюдением поведенческих норм. Он будет
очень значим в
семьях, принадлежащих к иудейской или католической культуре.
По результатам проведенных
нами исследований эмоциональная поддержка положительно влияет на интеллектуальную продуктивность, а
включение контроля за поведением сглаживает это влияние. Кроме того,
влияние контроля не определяется генетическим фактором, от которого
зависит сходство интеллектуального развития близнецов.
Уровень развития интеллекта
и структура мотивации достижений
в идеале должны соответствовать друг другу. У испытуемых с преобладанием
мотивации избегания неудачи, как
правило, наблюдается более
низкий уровень развития интеллекта,
чем у испытуемых с преобладанием надежды на успех, которые,
соответственно, обладают более высоким интеллектом.
Здесь возникает классическая
проблема: что первично, а что вторично? Генетически первичен уровень
интеллекта: высокоинтеллектуальный ребенок
в норме лучше справляется с
задачами, и при накоплении успешного опыта у него формируется личностная диспозиция - надежда на успех; ребенок с низким уровнем интеллекта чаще
испытывает трудности и неудачи,
следовательно ожидает их и впредь, у него формируется страх неудачи.
Другое дело - при действии в
определенной ситуации: тот, кто надеется
на успех, активно берется за решение, а
мотивированный страхом перед неудачей испытывает неуверенность, тревогу и
попадает в порочный круг - страх неудачи ведет к неудаче. Так формируется функциональная система, состоящая из
мотивационной и способностной подсистем.
Поэтому боящиеся
неудачи нуждаются не
только в эмоциональном контроле, но и во внешнем регуляторе - "внешнем
контуре обратной связи", т.е. контроле поведения. Отсюда следует простой
вывод: у мотивированных надеждой на успех более силен "внутренний
контроль" поведения - поэтому
они не нуждаются или меньше
нуждаются во внешнем контроле.
Если стиль воспитания в семье характеризуется чертами
доминирующей гиперпротекции, у детей с низким уровнем интеллекта развивается
высокая мотивация достижений
("надежда на успех").
"Заброшенные"
дети, то есть воспитанные в условиях
гипопротекции, характеризуются при высоком интеллекте стремлением к избеганию
неудачи. Этот же вывод относится и к детям
с высоким интеллектом, но с не
выраженным доминированием одной из двух мотивационных тенденций.
Характерна и сама структура
наиболее часто встречающихся отклонений в стиле родительского воспитания: детей
либо протежируют, либо не обращают на
них внимания (лишают
эмоциональной поддержки), не
предъявляют никаких требований и не
заботятся об удовлетворении их потребностей. Иногда на детей накладывают
слишком жесткие санкции или же не накладывают никаких, не проявляют заботы.
Российский ребенок либо
заброшен, либо подвергнут жестким санкциям и требованиям (зачастую и то, и другое одновременно), а гиперпротекция хотя и встречается, но в
сочетании с доминированием родителей.
При отсутствии контроля
поведения и эмоциональной поддержки умные дети начинают бояться неудачи.
Наоборот при высоком контроле за поведением и эмоциональной
поддержке (доминирующая
гиперпротекция) у низкоинтеллектуальных детей развивается мотивация надежды на успех
(но не
адекватная способностям).
Какой же выход для родителей
и детей, помимо отказа от
гиперпротекции? Снятие контроля, доминирования,
жестких санкций. Как показали результаты проведенных исследований, у детей
при сохранении эмоциональной поддержки и отсутствия жесткого контроля со стороны
взрослого повышается интеллектуальная продуктивность.
С другой стороны единственный
путь повысить продуктивность
высокоинтеллектуальных детей, боящихся неудач, - при контроле за
поведением ребенка начать эмоционально поддерживать его действия, а затем отказаться от жесткого контроля, когда у него мотивация достижения возобладает
над мотивацией избегания.
Итак, подводя итоги
исследования, можно сказать, что
эмоциональная поддержка наиболее важный фактор повышения интеллектуальной
продуктивности подростков. Влияние этого
фактора лишь в малой степени
связано с врожденным уровнем интеллекта.
Внешний контроль поведения лишь уменьшает влияние фактора эмоциональной
поддержки. Но поддержка влияет на
повышения достижений лишь тех детей, которые стремятся к успеху, надеются на удачу. Дети,
которые боятся неудачи, нуждаются во внешнем контроле со стороны
взрослого.
Отклонения в стиле
родительского воспитания (по
крайней мере в современном российском обществе)
приводит к рассогласованиям между уровнем
интеллекта и структурой мотивации
достижений детей: гипопротекция и
доминирующая гиперпротекция приводят к разным типам рассогласования.
Аномалия в воспитании ведет к
аномалиям в структуре личности.
Открытым остается вопрос: что
является нормой для нашей культуры? Какой тип воспитания, отношений ребенка и
родителя и какой тип личности?
Результаты исследования
позволят предположить, что для российских детей главным фактором проявления и развития
интеллектуальных способностей является умеренная эмоциональная поддержка со стороны
родителей: не просто любовь и обожание, но эмоциональное поощрение
успехов и активности ребенка. Как это ни банально звучит, бездумная
гиперпротекция, так же как безразличие к
детям приводят хотя и к разным, но аномальным вариантам развития.
(Источник: В.Н.Дружинин
"Психологические типы семьи в европейской культуре", Москва, 1995)
Комментариев нет:
Отправить комментарий