Статья ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

 

Инновационная деятельность в работе педагога дошкольной организации

 

Репьёва Т.Т., МБДОУ «ДС № 353 г. Челябинска»

 

В статье рассматривается роль инновационной деятельности в повышении профессиональной компетентности педагога-дошкольника. Даны рекомендации по планированию инновационной работы в ДОУ.

 

Педагоги дошкольных образовательных учреждений всегда отличались восприимчивостью ко всему новому. Развитие общеобразовательной практики способствует проявлению творческого, инновационного потенциала всех работников системы дошкольного образования.

В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, в основе которой лежит личностное и профессиональное развитие педагогов и управленцев. Процесс обновления образования организуется профессионалами. Следовательно, его проектирование, запуск и поддержка будут тем эффективней, чем больше организаторы инновационной деятельности опираются на достижения науки и потребности общества [1].

В настоящее время в сферу инновационной деятельности включены уже не отдельные дошкольные учреждения и педагоги-новаторы, а практически каждое дошкольное учреждение; педагоги ДОУ вовлечены в инновационные процессы, касающиеся обновления содержания дошкольного образования. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать. Цель инновационной деятельности – улучшение способности педагогической системы образовательного учреждения достигать качественно более высоких результатов образования.

Инновационные преобразования приобретают системный характер. Созданы новые типы, виды и профили дошкольных учреждений, новые образовательные программы, позволяющие обеспечить вариативность воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи.

Потребность в инновациях возникает тогда, когда появляется необходимость разрешить какую-то проблему, когда создается противоречие между желанием и реальным результатом.

Источником инноваций является проблема. Решить проблему - значит изменить систему, привести ее в соответствие с желаемой. Если изменения имеют качественный характер, то в результате решения проблемы происходит развитие системы. Следовательно, изменения в развивающемся дошкольном учреждении происходят не хаотично, а прогнозируются руководителем на основе закономерностей и направлены на достижение конкретных целей. Руководителю необходимо знать, как инновации внедрять, осваивать и сопровождать. Для этого руководитель приобретает литературу по данной проблеме; организует ее изучение с педагогами или делает заявку институту повышения квалификации на обучение своих педагогов и т.д. Каждый педагогический коллектив имеет право на инновационную деятельность. Но в этом случае он должен взять на себя определенные обязательства по подготовке и организации нововведения, так как объектом любой педагогической инициативы становятся дети.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод «проблемной ситуации»: вопросы, развивающие логическое мышление, экспериментирование, моделирование проблемных ситуаций, опытно-исследовательская деятельность, решение кроссвордов, головоломок, шарад и т.д.

Интегрированный метод обучения тоже является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой[2]. Например, давая дошкольникам полное представление о диких животных, воспитатель на занятиях познавательного развития знакомит их с ролью диких животных в жизни человека, на занятиях художественно-эстетического развития – с образами диких животных в произведениях писателей, поэтов, с передачей этих образов в народно-прикладном искусстве и творчестве художников-иллюстраторов.

Вариативность использования интегрированного метода довольно многообразна.

Полная интеграция (экологическое воспитание с художественной литературой, изодеятельностью, музыкальным воспитанием, физическим  развитием).

Частичная интеграция (интеграция художественной литературы и изодеятельности).

Интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема.

Успешность и действенность инновационной работы, ее влияние на развитие дошкольного образовательного учреждения зависят от актуальности работы, заинтересованности и профессиональной компетентности участников, системы методических и организационных мероприятий.

При планировании работы по организации инновационной деятельности в ДОУ, нужно учитывать и некоторые риски. Инновационное развитие в настоящее время может встретить следующие трудности: увеличение сложности труда, расширение круга должностных обязанностей, недостаточное ресурсное обеспечение для внедрения инноваций.

Хочу предложить некоторые рекомендации к структуре Программы по реализации инновационной деятельности в ДОУ, которые помогут ее разработать.

Целью является создание модели инновационного образовательного пространства ДОУ как одно из условий повышения качества образования.

Задачи программы:

- повысить уровень профессионального мастерства педагогов и руководителей ДОУ;

- стимулировать и активизировать экспериментально-научные исследования педагогов, нацеленные на реализацию уже известных и разработку новых перспективных педагогических технологий;

- создать необходимые условия для творческой деятельности педагогов-практиков;

- произвести методическое оформление инноваций, дающее возможность их массового использования.

Ожидаемый результат:

- повышение качества организации методической работы в ДОУ;

- совершенствование инновационной модели образовательного пространства в условиях реализации приоритетных направлений работы ДОУ;

- рост количества педагогов, повышающих свой профессиональный уровень и квалификацию;

- повышения уровня педагогов в овладении современными образовательными технологиями;

- оперативное и позитивное реагирование педагогов на внедрение инновационной деятельности в образовательный процесс ДОУ.

Построение Программы основано на принципах:

- гуманизма;

- демократизации;

- научности, аналитической деятельности;

- системного подхода;

- перспективности;

- динамичности.

Диагностический инструментарий:

- диагностика готовности педагогов к внедрению инновационной и экспериментальной деятельности в систему методической работы ДОУ;

- результаты диагностирования, самодиагностики профессиональной деятельности педагогов, их затруднений и образовательных потребностей;

- комплексный анализ методической работы за год.

Введение инновационных проектов в дошкольных учреждениях помогает воспитывать и обучать воспитанников в духе времени; помогает подготовить дошкольников к дальнейшим трудностям, связанных с их образовательным уровнем. Каждый педагог должен идти в ногу со временем, чтобы не отстать от своих воспитанников. Именно поэтому он должен находиться в постоянном поиске новых и интересных способов обучения.

 

Список литературы:

1.       Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2005.

2.      Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. – М.: ТЦ Сфера, 2003.

Комментариев нет:

Отправить комментарий