Инновационная деятельность в работе педагога дошкольной организации
Репьёва Т.Т., МБДОУ
«ДС № 353 г. Челябинска»
В статье
рассматривается роль инновационной деятельности в повышении профессиональной
компетентности педагога-дошкольника. Даны рекомендации по планированию
инновационной работы в ДОУ.
Педагоги дошкольных образовательных
учреждений всегда отличались восприимчивостью ко всему новому. Развитие
общеобразовательной практики способствует проявлению творческого,
инновационного потенциала всех работников системы дошкольного образования.
В этой ситуации особенно важна
профессиональная компетентность, в основе которой лежит личностное и
профессиональное развитие педагогов и управленцев. Процесс обновления
образования организуется профессионалами. Следовательно, его проектирование,
запуск и поддержка будут тем эффективней, чем больше организаторы инновационной
деятельности опираются на достижения науки и потребности общества [1].
В настоящее время в сферу инновационной
деятельности включены уже не отдельные дошкольные учреждения и
педагоги-новаторы, а практически каждое дошкольное учреждение; педагоги ДОУ
вовлечены в инновационные процессы, касающиеся обновления содержания
дошкольного образования. Инновации определяют новые методы, формы, средства,
технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на
личность ребёнка, на развитие его способностей. Педагогические инновации могут
либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать. Цель
инновационной деятельности – улучшение способности педагогической системы
образовательного учреждения достигать качественно более высоких результатов
образования.
Инновационные преобразования приобретают
системный характер. Созданы новые типы, виды и профили дошкольных учреждений,
новые образовательные программы, позволяющие обеспечить вариативность
воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность
ребенка и запросы его семьи.
Потребность в инновациях возникает тогда,
когда появляется необходимость разрешить какую-то проблему, когда создается
противоречие между желанием и реальным результатом.
Источником инноваций является проблема. Решить
проблему - значит изменить систему, привести ее в соответствие с желаемой. Если
изменения имеют качественный характер, то в результате решения проблемы
происходит развитие системы. Следовательно, изменения в развивающемся
дошкольном учреждении происходят не хаотично, а прогнозируются руководителем на
основе закономерностей и направлены на достижение конкретных целей.
Руководителю необходимо знать, как инновации внедрять, осваивать и
сопровождать. Для этого руководитель приобретает литературу по данной проблеме;
организует ее изучение с педагогами или делает заявку институту повышения
квалификации на обучение своих педагогов и т.д. Каждый педагогический коллектив
имеет право на инновационную деятельность. Но в этом случае он должен взять на
себя определенные обязательства по подготовке и организации нововведения, так
как объектом любой педагогической инициативы становятся дети.
С самого рождения ребёнок является
первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё
впервые: солнце и дождь, страх и радость. Пятилетних детей называют
«почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие
его вопросы – ему помогают педагоги. В дошкольных учреждениях воспитатели
широко используют метод «проблемной ситуации»: вопросы, развивающие логическое
мышление, экспериментирование, моделирование проблемных ситуаций, опытно-исследовательская
деятельность, решение кроссвордов, головоломок, шарад и т.д.
Интегрированный метод обучения тоже
является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности
ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена
основной проблемой[2]. Например, давая дошкольникам полное представление о
диких животных, воспитатель на занятиях познавательного развития знакомит их с
ролью диких животных в жизни человека, на занятиях художественно-эстетического развития
– с образами диких животных в произведениях писателей, поэтов, с передачей этих
образов в народно-прикладном искусстве и творчестве художников-иллюстраторов.
Вариативность использования интегрированного
метода довольно многообразна.
Полная интеграция (экологическое
воспитание с художественной литературой, изодеятельностью, музыкальным
воспитанием, физическим развитием).
Частичная интеграция (интеграция
художественной литературы и изодеятельности).
Интеграция на основе единого проекта, в
основе которого лежит проблема.
Успешность и действенность инновационной
работы, ее влияние на развитие дошкольного образовательного учреждения зависят
от актуальности работы, заинтересованности и профессиональной компетентности
участников, системы методических и организационных мероприятий.
При планировании работы по организации
инновационной деятельности в ДОУ, нужно учитывать и некоторые риски.
Инновационное развитие в настоящее время может встретить следующие трудности:
увеличение сложности труда, расширение круга должностных обязанностей,
недостаточное ресурсное обеспечение для внедрения инноваций.
Хочу предложить некоторые рекомендации к
структуре Программы по реализации инновационной деятельности в ДОУ, которые
помогут ее разработать.
Целью является создание модели
инновационного образовательного пространства ДОУ как одно из условий повышения
качества образования.
Задачи программы:
- повысить уровень профессионального
мастерства педагогов и руководителей ДОУ;
- стимулировать и активизировать
экспериментально-научные исследования педагогов, нацеленные на реализацию уже
известных и разработку новых перспективных педагогических технологий;
- создать необходимые условия для
творческой деятельности педагогов-практиков;
- произвести методическое оформление
инноваций, дающее возможность их массового использования.
Ожидаемый результат:
- повышение качества организации
методической работы в ДОУ;
- совершенствование инновационной модели
образовательного пространства в условиях реализации приоритетных направлений
работы ДОУ;
- рост количества педагогов, повышающих
свой профессиональный уровень и квалификацию;
- повышения уровня педагогов в овладении
современными образовательными технологиями;
- оперативное и позитивное реагирование
педагогов на внедрение инновационной деятельности в образовательный процесс
ДОУ.
Построение Программы основано на
принципах:
- гуманизма;
- демократизации;
- научности, аналитической деятельности;
- системного подхода;
- перспективности;
- динамичности.
Диагностический инструментарий:
- диагностика готовности педагогов к
внедрению инновационной и экспериментальной деятельности в систему методической
работы ДОУ;
- результаты диагностирования,
самодиагностики профессиональной деятельности педагогов, их затруднений и
образовательных потребностей;
- комплексный анализ методической работы
за год.
Введение инновационных проектов в
дошкольных учреждениях помогает воспитывать и обучать воспитанников в духе
времени; помогает подготовить дошкольников к дальнейшим трудностям, связанных с
их образовательным уровнем. Каждый педагог должен идти в ногу со временем,
чтобы не отстать от своих воспитанников. Именно поэтому он должен находиться в
постоянном поиске новых и интересных способов обучения.
Список литературы:
1.
Белая
К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера,
2005.
2.
Волобуева
Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
Комментариев нет:
Отправить комментарий