Методическая разработка:
"Приобщение дошкольников к игре на детских музыкальных инструментах"
Содержание
Введение…………………………………………………………………… 2
1. Характеристика музыкальных инструментов………………………….. 5
2. Приобщение детей к игре на музыкальных инструментах………….… 9
3. Развитие музыкального слуха в игре
на детских музыкальных инструментах…………………………………………………..………… 17
4. Роль воспитателя в обучении
дошкольников игре на детских музыкальных инструментах.……………………………………………. 30
Заключение………………………………………………………………... 35
Список литературы……………………………………………………….. 36
Введение.
Актуальность проблемы:
Музыка - величайший источник эстетического и духовного наслаждения. Она
сопутствует человеку на протяжении всей его жизни, вызывает эмоциональный
отклик, взволнованность, стремление к действию. С раннего детства у ребенка
воспитывается способность воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в
жизни и искусстве, стремление самому участвовать в создании прекрасного.
Ребенок приобщается к художественной деятельности. У него вырабатывается
определенное отношение к природе, труду, общественной жизни, быту, ребенок учится
видеть в них прекрасное и самостоятельно создавать его. Частью эстетического
воспитания в плане развития личности ребенка дошкольного возраста является
музыкальное воспитание и развитие.
К сожалению, зачастую можно констатировать большую разницу между общим
уровнем интеллектуального и эстетического, нравственного развития личности
ребенка. Это происходит потому, что в современных условиях большое внимание в
воспитании ребенка зачастую уделяется формированию «деловых» качеств –
предприимчивости, умении анализировать, умении пользоваться современными
техническими средствами. Данное формирование может происходить в ущерб
всестороннему, гармоничному личностному росту, включающему в себя умение
видеть, понимать и воспринимать прекрасное, в частности, произведения
музыкального искусства.
Таким образом, музыкальное воспитание, особенно, начиная с дошкольного
возраста, приобретает особую актуальность.
Ведущими задачами музыкального воспитания дошкольников являются такие,
как развитие музыкальных и творческих способностей с помощью различных видов
музыкальной деятельности исходя из возможностей каждого ребёнка и формирование
начал музыкальной культуры.
В процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста решается
множество воспитательно-образовательных задач. Одной из основных является
развитие музыкальных и творческих способностей детей в различных видах
музыкальной деятельности: восприятия и исполнительства (певческой деятельности,
игры на музыкальных инструментах, музыкально-ритмической деятельности). Одним
из интересных видов деятельности для детей всегда являлась игра на детских
музыкальных инструментах. Изучение влияния игры дошкольников на детских
музыкальных инструментах на формирование музыкальных способностей изучалось в
работах таких авторов как Б.М. Теплов, Н.А. Ветлугина, А.Н. Зимина, Н.Г.
Кононова и др.
Результаты исследований данных авторов заключаются в положении о
значительной роли организации музыкального воспитания в процессе развития
личности ребенка-дошкольника.
Проблема исследования: противоречие между необходимостью и важностью
обучения детей на детских музыкальных инструментах и отсутствие условий
эффективности средств.
Целью нашего
исследования теоретическое обоснование
приобщения детей игре на детских музыкальных инструментах.
Объект исследования: дети среднего дошкольного возраста в игре на
детских музыкальных инструментах.
Задачи исследования:
· изучить литературу по проблеме исследования
· рассмотреть детские музыкальные инструменты и дать
их классификацию
· охарактеризовать формы работы с дошкольниками
· сделать вывод по изученной литературе
1.
Характеристика музыкальных инструментов
Музыкальные инструменты
возникли в глубокой древности. При археологических раскопках найдены
инструменты, относящиеся к III—II вв. до н. э., которые являются прообразами
ныне существующих.
Первые музыкальные
инструменты изготавливались из костей животных — в них выдалбливались отверстия
для вдувания воздуха. Также были широко распространены различные ударные
инструменты (колотушка, трещотка, погремушка из высушенных плодов с косточками
или камешками внутри, барабан).
Появление барабана
свидетельствовало о том, что люди открыли свойство резонирования пустых
предметов. Они начали использовать высушенную кожу, натягивая ее на пустой
сосуд.
Духовые музыкальные инструменты
использовали звукоизвлечение путем вдувания воздуха. Материалом для них были
стебли тростника, камыша, даже раковины, а позже — дерево и металл.
В настоящее время
существует два типа музыкальных инструментов — народные и возникшие на их
основе инструменты симфонического оркестра. В обоих типах инструментов есть
несколько основных групп: духовые, ударные, струнные.
Народные духовые
музыкальные инструменты делятся на несколько разновидностей. Одна из них —
свистулька, свирель (продольные или поперечные, в зависимости от того, где
расположены отверстия для вдувания воздуха). Эти инструменты стали прообразами
продольных и поперечных флейт. Другая разновидность — язычковые инструменты:
жалейка, волынка. На основе их устройства родились позже кларнет, гобой. Если
звук извлекается с помощью вибрации губ (русский рог, пастуший рожок), такие
инструменты называются мундштучные.
Современные духовые
музыкальные инструменты симфонического оркестра делятся на две группы:
деревянные (флейта, кларнет, фагот, гобой) и медные (труба, валторна, тромбон,
туба).
Ударные музыкальные
инструменты имеют различное устройство. Их выразительные возможности зависят от
способа звукоизвлечения: удар по натянутой коже, дереву, металлу. К народным
ударным инструментам относятся барабан, бубен, деревянные ложки, трещотка,
колотушка, бубенцы, маракасы, кастаньеты. В группу ударных инструментов
симфонического оркестра входят барабан, литавры, колокольчик, тамтам,
треугольник, тарелки, ксилофон и т. д. Среди ударных инструментов можно выделить
те, которые имеют мелодический звукоряд (ксилофон) и не имеют его (барабан,
тарелки).
Струнная группа
инструментов возникла позже. Прообразом струнных музыкальных инструментов стал
охотничий лук. Мелодичное звучание натянутой струны человек воспринял как
музыкальный звук. Так лук стал предком арфы, лиры, изображения которых имеются
на фресках Древнего Египта, Древней Греции. Через много веков были изобретены
струнные музыкальные инструменты с резонирующим корпусом —лютня, гусли. Это
щипковые музыкальные инструменты. Среди народных щипковых музыкальных
инструментов можно назвать гусли, цитру, домру, балалайку, гитару, мандолину и
т. д. Арфа является одним из инструментов симфонического оркестра.
Другой способ
звукоизвлечения — смычком — положил начало возникновению струнных смычковых
инструментов. Это народные инструменты: древнерусский гудок, скрипка. Струнные
смычковые составляют основную группу инструментов современного симфонического
оркестра: это скрипка, альт, виолончель, контрабас.
Особая группа инструментов
— клавишные: клавесин, клавикорды, челеста, пианино, рояль. Они часто
используются как солирующие инструменты, но также звучат и в ансамблях, и в
оркестрах.
Существуют инструменты
клавишно-язычковые: аккордеон, гармонь, баян.
Поистине королем всех
инструментов является орган. Он был изобретен еще в Древнем Риме. Орган имеет
несколько тысяч труб различной длины, в которые вдувается воздух. Этот
инструмент, обладая огромными возможностями тембровых красок, заменяет целый
оркестр.
В работе с детьми применяются
различные музыкальные инструменты и игрушки. Одни из них созданы на основе
народных (трещотка, бубен, барабан, деревянные ложки, баян, аккордеон), другие
— по типу инструментов симфонического оркестра (арфа, ксилофон, металлофон,
гобой, кларнет). Среди детских музыкальных инструментов и игрушек есть все
основные группы: ударные, духовые, струнные, клавишные, клавишно-язычковые.
Ударные инструменты и
игрушки (как и инструменты, по типу которых они созданы) разделяются на имеющие
звукоряд и не имеющие его. К первой группе относятся металлофон и ксилофон. Они
могут иметь диатонический и хроматический звукоряд. На инструментах с
хроматическим звукорядом (вторым ярусом пластин, соответствующим черным
клавишам на фортепиано) можно подбирать любую мелодию с любой ноты, что
облегчает их применение. Изготовлены они по образцам инструментов, созданных К.
Орфом, звучат очень красиво, чисто настроены. Имеются два варианта палочек,
которыми ударяют по пластинам,— с деревянными или резиновыми шариками на концах.
Это позволяет разнообразить тембр инструментов: при ударе деревянной палочкой
извлекается яркий, звонкий звук; резиновой — более приглушенный, мягкий.
Выразительные возможности
ударных инструментов, не имеющих звукоряда, очень велики. Это большая группа инструментов.
Одни из них обладают «стучащим» тембром: деревянные ложки, трещотка,
кастаньеты, палочки; другие (металлические или имеющие металлические части) —
«звенящим» тембром: треугольник, румба, тарелки, колокольчик, бубенцы; третьи
(по типу погремушек) имеют «шуршащий» тембр: маракасы, погремушка, коробочка.
Барабан и бубен обладают более гулким, резонирующим звучанием.
Внутри каждого тембра
(звенящего, стучащего) отдельные инструменты имеют свои неповторимые
выразительные краски. Так, например, среди звенящих инструментов треугольник
звучит мягко, протяжно, волшебно, звук его очень красив. Румба «позвякивает»
более резко и коротко, тарелки звучат очень ярко, празднично, а колокольчик —
тихо, нежно и звонко.
Звучание духовых
инструментов также разнообразно. У флейты звук нежный и светлый, у кларнета и
саксофона — более насыщенный, у триолы, симоны — яркий и даже резковатый.
Струнные музыкальные
инструменты и игрушки — это цитра, гусли, цимбалы, арфа. Все эти инструменты
щипковые. Звук может извлекаться с помощью медиатора. Тембры этих инструментов
очень нежные, звук приглушенный.
Клавишные детские
инструменты-игрушки — это пианино и рояль.
Клавишно-язычковые —
аккордеон, гармонь, баян.
В детском саду
используются также электромузыкальные инструменты — органола типа «Пилле»,
«Чижик», «Фаэми».
2. Приобщение игре на музыкальных
инструментах
Знакомство детей с музыкальными инструментами начинается уже в раннем
возрасте. Раннее музыкальное обучение играет существенную роль в музыкальном
развитии ребенка, но оно должно быть облечено в формы, доступные и интересные
для детей раннего возраста. Нельзя не учитывать степень готовности к таким
занятиям, как обучение игре на инструментах, требующих от детей значительного
внимания, сосредоточенности, осознанности и физической зрелости. Первые
музыкальные впечатления педагог стремится дать ребятам в занимательной игровой
форме. Обучение начинается с группы ударных инструментов, не имеющих звукоряда.
Занятия проводятся с небольшими группами детей и индивидуально. Целесообразно
использовать музыкальные инструменты и в повседневной жизни, чтобы закрепить у
ребят появляющееся ощущение ритма музыки.
Во второй младшей группе дети уже могут играть на бубне, деревянных
ложках, кубиках, погремушке, музыкальных молоточках, барабане, колокольчике. В
этом возрасте они знакомятся с металлофоном.
Прежде чем приступить к разучиванию с детьми мелодии на металлофоне,
взрослый сам должен несколько раз грамотно исполнить эту мелодию на
металлофоне, дети слушают. Затем показывают желающим, по каким пластинкам и
сколько раз надо ударить. Сразу запомнить всю мелодию трудно, лучше разучивать
ее частями, например выучить запев песни, а когда ребенок усвоит его, показать,
как играть припев или первую часть мелодии, затем – вторую. Можно чередовать игру
воспитателя с детским исполнением: запев играет воспитатель, а ребенок на
другом металлофоне – припев, или наоборот. Желательно, чтобы ребенок, усвоив
часть или все музыкальное произведение, исполнил его с воспитателем (на двух
металлофонах).
Занятия по обучению игре на металлофоне ведутся с детьми индивидуально.
Для исполнения на металлофоне вначале берутся несложные и хорошо знакомые
детям мелодии. В таком случае они ударяют по пластинкам не механически, а все
время регулируют слухом свое исполнение. Ударив не ту пластинку, ребенок слышит
ошибку, старается ее исправить.
Другое важное условие при выборе произведений – строение мелодии. Звуки
мелодии должны быть расположены близко друг от друга, большие интервалы для
игры трудны детям. Играть мелодии, построенные на одном звуке, нецелесообразно,
да и неинтересно детям.
В средней группе впервые начинают обучать детей игре на музыкальных
инструментах, имеющих звукоряд. Наиболее удобен для этого металлофон. Он
достаточно прост в обращении, не требует постоянной настройки, как струнные
инструменты. Дети уже знакомы с тембром этого инструмента, приемами игры.
Существует несколько способов обучения игре на мелодических музыкальных
инструментах: по нотам, по цветовым и цифровым обозначениям, по слуху.
Обучение детей игре по нотам очень трудоемко, хотя иногда используется на
практике. Далеко не все дошкольники овладевают нотной грамотой, если не ведется
постоянная индивидуальная работа. Важно, чтобы дети понимали связь расположения
нот на нотном стане со звучанием их в мелодии, исключив механическое
воспроизведение нотных знаков.
Цветовая система, распространенная за рубежом, удобна для быстрого
овладения детьми игрой на инструментах. Определенное цветовое обозначение
(цветные клавиши, пластины металлофона) закрепляется за каждым звуком. Ребенок
имеет запись мелодии в цветовом обозначении: используются цветные кружочки или
цветное изображение нот, с ритмическим обозначением и без него. Играть по этой
системе очень легко, но при таком способе игры (вижу зеленое обозначение ноты –
нажимаю на зеленую клавишу) слух не участвует в воспроизведении мелодии,
ребенок играет механически.
Подобным способом детей обучают играть по цифрам, наклеенным около каждой
пластины металлофона, и записи мелодии в цифровом обозначении. Может
моделироваться и обозначение длительности (длинные и короткие палочки и т. д.)
Цифровая система, предложенная в 30-е гг. Н.А. Метловым, в то время,
может быть, была оправданной, но в дальнейшем стала использоваться реже, так
как она приводит к механическому воспроизведению мелодии.
Оба способа обучения детей (с использованием цветовых и цифровых
обозначений) позволяют легко и быстро получить нужный результат, но не имеют
развивающего эффекта - слишком велика в этих способах доля механического
воспроизведения мелодии.
Наибольший развивающий эффект обучения достигается лишь при игре по
слуху. Этот способ требует постоянного развития слуха, серьезной слуховой
подготовки. Начиная с младшего возраста важно побуждать детей прислушиваться к
звукам мелодии, сравнивать их, различать по высоте. Чтобы накапливать слуховой
опыт, развивать слуховое внимание детей, используются дидактические пособия,
моделирующие движение мелодии вверх, вниз, на месте. Это музыкальная лесенка,
перемещающаяся с цветка на цветок (ноты) бабочка и т. д. Одновременно
пропеваются звуки мелодии, соответствующие по высоте моделируемым соотношениям
звуков. Можно также показывать рукой движение звуков мелодии, одновременно
воспроизводя ее (голосом или на инструменте).
Методика обучения детей игре на музыкальных инструментах по слуху
построена на постепенном расширении диапазона исполняемых попевок. Вначале
ребенок играет мелодию, построенную на одном звуке. Прежде чем воспроизвести
мелодию, он слушает ее в исполнении музыкального руководителя, который сначала
поет ее, привлекая внимание к тому, что звуки мелодии не отличаются по высоте,
потом играет на металлофоне и одновременно поет. Пропевание попевок позволяет
детям лучше представить направление движения мелодии, развивает
музыкально-слуховые представления.
Детей учат приемам звукоизвлечения: правильно держать молоточек (он
должен свободно лежать на указательном пальце, его лишь слегка придерживают
большим), направлять удар на середину пластины металлофона, не задерживать
молоточек на пластине, а быстро снимать его (как подпрыгивающий мячик). Когда
играются длинные ноты. Молоточек должен подпрыгивать повыше, короткие ноты –
пониже.
Когда ребенок играет мелодию на одном звуке, он должен точно
воспроизвести ритмический рисунок. Для этого, пропевая мелодию со словами,
можно ориентироваться на ритм стихов.
Для осознания соотношений длительностей звуков мелодии применяется
моделирование их с помощью длинных и коротких палочек или обозначений, принятых
в нотной записи (четверть, восьмые). Чтобы дети хорошо усвоили ритмический
рисунок мелодии, можно, используя принятые обозначения, выкладывать его на
фланелеграфе. При этом эффективен прием подтекстовки длительностей, принятый в
релятивной системе: четверти обозначаются слогом та, а более короткие восьмые –
слогом ти. Широко применяется прием прохлопывания ритмического рисунка мелодии
или воспроизведение его на музыкальных инструментах.
После того как дети научились передавать ритмический рисунок разных
мелодий, построенных на одном звуке, освоили приемы игры на металлофоне, можно
переходить к игре попевок на двух соседних звуках. Чтобы облегчить детям
понимание расположения звуков по высоте, применяются названные приемы:
выкладывание звуков-кружочков на разной высоте на фланелеграфе, пропевание,
показ рукой движения мелодии, дидактические пособия и игры.
Кроме этого, можно воспользоваться «немой» (нарисованной) клавиатурой
металлофона: ребенок показывает на ней расположение звуков и под пение
«воспроизводит» мелодию.
В старшей и подготовительной к школе группах диапазон попевок
расширяется. Дети уже лучше ориентируются в расположении звуков мелодии,
действуют более самостоятельно.
Обучая игре на музыкальных инструментах, педагог должен учитывать
индивидуальные возможности каждого ребенка. Одни дети достаточно легко
подбирают попевки, с другими необходима более детальная подготовительная
работа.
После того как металлофон освоен, дети в старшей и подготовительной к
школе группах обучаются игре на других мелодических инструментах – струнных,
духовых, клавишно-язычковых. Каждый ребенок может постепенно овладеть игрой на
нескольких музыкальных инструментах. Полезно сочетать индивидуальную работу с
детьми и работу по подгруппам, а также со всей группой.
По мере того как дети научатся играть на металлофонах, можно показать им,
как пользоваться цитрами.
Чтобы дети легче ориентировались в расположении струн, также используем
цифровую систему – в нижнюю часть цитры подкладываем под струны бумажную
полоску с цифрами, причем цифра 1 соответствует звуку до1 и т. д. На цитре играют
медиатором – пластмассовой пластинкой с заостренным концом. Держать медиатор
надо тремя пальцами – большим, указательным и средним, делая движение кистью
руки вправо. Для удобства игре на цитре и лучшего резонанса инструмент кладут
на деревянный столик. Левой рукой дети слегка приподнимают верхний угол цитры,
держа локоть на столике. Это делается для того, чтобы ребенок не наклонял
слишком низко голову и чтобы ему было видно цифровое обозначение струн.
Для обучения дошкольников игре на аккордеоне лучше всего пользоваться
детским хроматическим аккордеоном «Беларусь». На нем с правой стороны 20 клавиш
с диапазоном до1 – соль2, слева – четыре аккорда.
Прежде чем обучать игре на аккордеоне, следует показать детям, как
правильно сидеть и держать инструмент. Ребенок сидит на стуле, занимая примерно
половину сиденья, ноги стоят на полу. Один ремень аккордеона надевают на
середину правого предплечья, другой – на середину левого. Первый ремень
длиннее, короткий ремень на левом предплечье придает инструменту устойчивость.
Аккордеон устанавливают на колене таким образом, чтобы левая часть корпуса
аккордеона и мех во время игры поддерживались левой рукой. Освоив игру сидя,
ребенок сможет играть и стоя.
В детском саду учим играть только правой рукой, которая свободно лежит на
клавиатуре. Во время игры дети касаются клавиш подушечками пальцев. Локоть
опущен, пальцы полусогнуты. Надо следить, чтобы дети не играли одним пальцем.
Для каждой мелодии указывается удобное расположение пальцев (аппликатура).
Играть двумя руками дошкольникам трудно.
Если ребенку сложно играть пятью пальцами правой руки, на первых порах
можно пользоваться четырехпальцевой системой игры: большой палец под
клавиатурой в естественном положении, как на баяне.
При обучении игре на аккордеоне пользуемся цифрами, как и на металлофоне,
цитре. Цифры наносят на верхнюю часть белых клавиш. Постепенно дети перестают
смотреть на цифры, играют не глядя, пользуясь мышечным ощущением. На аккордеоне
могут играть не все дети; некоторых ребят затрудняет одновременное исполнение
мелодии пальцами правой руки и раздувание мехов левой.
Когда дети научатся играть на аккордеоне, более способных можно учить
игре на духовом инструменте.
Из духовых инструментов рекомендуется брать духовую гармонику
«Мелодия-26». У духовой гармоники с фортепианной клавиатурой 26 клавиш с
диапазоном си малой октавы – до3. Инструмент держат левой рукой, четыре пальца
охватывают ручку, большой палец упирается в инструмент с обратной стороны
снизу. Мундштук берут в рот. Инструмент надо держать слегка наклонно вниз.
Левая рука и локоть приподняты. Правая рука принимает то же положение, пальцы
чуть согнуты и свободно передвигаются по клавиатуре.
Играют пятью пальцами, как на фортепиано. Вначале можно пользоваться
четырехпальцевой системой, как на аккордеоне. На верхнюю часть белых клавиш
наносят цифры. Когда дети освоятся с клавиатурой, цифры можно снять. Звук,
извлекаемый во время игры, зависит от струи воздуха. Дуть нужно без напряжения.
По окончании игры следует удалить накопившуюся влагу. Для этого пользуются
специальным клапаном: нажимают кнопку на обратной стороне инструмента и легко
дуют в мундштук.
Освоение нового инструмента рекомендуется начинать с уже знакомых попевок
(на одном, двух, трех звуках), которые дети подбирают по слуху после знакомства
с приемами игры, способами звукоизвлечения.
Важно, чтобы ребята почувствовали выразительные возможности новых
инструментов, научились использовать разнообразие тембровых красок. В старшем
дошкольном возрасте дети уже осознают, что с помощью каждого инструмента, даже
не имеющего звукоряда, можно передать определенное настроение.
Таким образом, обучение игре на музыкальных инструментах включает в себя
три этапа: на первом – дети слушают и запоминают мелодии, пропевают их,
знакомятся с приемами игры, на втором – подбирают попевки, на третьем –
исполняют их по своему желанию.
Развитие музыкального слуха в игре на детских
музыкальных инструментах
Игра на детских музыкальных инструментах в ансамблях и
оркестре - один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. В ней
развиваются и реализуются музыкальные способности и исполнительские возможности
всех детей, независимо от степени их одаренности. Она является замечательной
формой приобщения детей к совместному, коллективному элементарному музицированию.
В игре на музыкальных инструментах, как и в других
видах музыкальной деятельности, формируется вся система музыкальных
способностей, но главным образом - музыкальным слух.
В своей уникальной монографии «Психология музыкальных
способностей» (1947) Б.М. Теплов говорит о двух значениях термина
«музыкальный слух»: широком и узком Под музыкальным слухом в широком значении
понимается и звуковысотный, и тембровый, и динамический. Музыкальный слух в
узком значении - только звуковысотный.
Ведущую роль в музыкальном восприятии играет звуковысотный слух. Без
него «невозможно никакое осмысленное восприятие музыки, тем более никакое
музыкальное действование» Звуковысотный слух является одной из основных
музыкальных способностей.
Звуковысотный слух в его проявлении по отношению к
одноголосной мелодии называют мелодическим.
Б.М. Теплов подчеркивал, что
мелодический слух имеет, по крайней мере, две основы - ладовое чувство и
музыкально-слуховые представления. Ладовое чувство - это перцептивный (или
эмоциональный) компонент мелодического слуха. Он достаточен для полноценного
восприятия мелодии, в нем наиболее ярко выражена эмоциональная сторона
музыкального слуха. Второй компонент можно назвать репродуктивным. Он является
основой воспроизведения мелодии и свидетельствует о наличии слуховых
представлений. Эмоциональный компонент музыкального слуха лежит в основе
восприятия мелодии, слуховой - в основе ее воспроизведения в пении или игре по
слуху на музыкальных инструментах.
В дошкольных образовательных учреждениях детей не учат
играть на настоящих музыкальных инструментах, зато игра на детских инструментах
в ансамблях и оркестре является одним из основных видов музыкальной
деятельности.
Интерес к оркестру детских музыкальных инструментов
как средству музыкального воспитания всегда был очень большим. Выдающиеся
музыканты-просветители Б.В. Асафьев, Б Л. Яворский, австрийский композитор и
педагог К. Орф подчеркивали значение активных форм музыкальной деятельности и
детского оркестра как основы элементарного музицирования в развитии
музыкальности у детей.
Большое значение оркестру детских инструментов
придавали и создатели отечественной системы музыкального воспитания детей
дошкольного возраста. Еще в 20-е годы Н.А Метлов и Л.И. Михайлова говорили о
необходимости организации детского оркестра как действенного средства развития
музыкального восприятия и слуха у детей. В 30-40-х годах Метловым были
организованы оркестры в детском саду, намечены подходы к методике работы с
ними, созданы новые звуковысотные детские музыкальные инструменты.
В действовавшей многие годы программе музыкального
воспитания дошкольников игра на детских инструментах занимала значительное
место. Однако обучение детей игре на звуковысотных инструментах строилось на
основе обозначения клавишей с помощью букв, слогов, цифр или цвета, то есть,
фактически, на искусственных «костылях», не имеющих отношения к музыке. Дети,
многократно повторяя, заучивали последовательность этих ориентиров и каждый раз
при переходе к новой мелодии начинали с нуля.
Понятно, что такое обучение нельзя назвать
развивающим. Игра на детских музыкальных инструментах превращалась в тяжелую
работу как для детей, так и для взрослых, не приносила радости и была
малоэффективной в плане развития слуха и музыкальности в целом.
В результате многолетнего экспериментального
исследования, проведенного под руководством доктора психологических наук К.В.
Тарасовой, автором были доказаны
возможность и необходимость обучения дошкольников игре на детских музыкальных
инструментах по слуху. Игра по слуху -прямой и наиболее адекватный метод
развития музыкального слуха и единственный продуктивный путь обучения
дошкольников игре в ансамблях и оркестре.
Для того чтобы дети начали играть по слуху на
звуковысотных музыкальных инструментах, необходимо предварительное накопление
музыкально-слуховых представлений, индивидуальные занятия с ними на одном чисто
настроенном музыкальном инструменте, а затем - перенос приобретенных способов
действия на другие инструменты.
Формирование деятельности подбора мелодий по слуху
проходит два этапа: подготовительной
и основной. На
подготовительном этапе у детей происходит необходимое накопление музыкально-слуховых
представлений. Для этого лучше всего использовать песенный материал, который
разучивается на занятна.
Первое требование, предъявляемое к песням,—их
художественность. В репертуар включаются произведения фольклора, русской и
зарубежной классики, песни современных композиторов, написанные специально для
дошкольников. Необходимо также, чтобы песни были доступными детям: несложными
для исполнения, понятными по содержанию. Эмоционально яркие, постепенно
усложняющиеся, они должны включать поступенное движение мелодии, движение по
устойчивым звукам, не широким интервалам; мелодические обороты с повторяющимися
музыкальными фразами, четким ритмическим рисунком, ярко выраженной ладовой
законченностью, удобным для маленьких рук расположением звуков.
Для подбора мелодий нужно иметь чисто настроенный
музыкальный инструмент. Дети обычно просят разрешения поиграть на настоящем
фортепиано. Выбор инструмента определяется красотой тембра фортепиано,
стремлением ребенка быть похожим на музыкального руководителя, а также тем, что
на фортепиано легче извлечь звук, чем, скажем, на триале или аккордеоне.
Впрочем, инструмент может быть любой (детское пианино, рояль,
электромузыкальные инструменты типа «Малыш», «Анюта», «Колокольчик», «Чижик» и
др.).
Основной, второй этап деятельности подбора мелодий по
слуху проходит три последовательные ступени: ориентировочно-тембровую,
ритмическую и мелодическую.
Ориентировочно-тембровая ступень. Известно, что звуковысотный музыкальный слух рождается
из тембрового, поэтому первые задания, которые получает ребенок, должны быть
направлены на развитие тембрового слуха. Эффективным оказывается сопоставление
крайних регистров инструмента. Дети подбирают отдельные звукоподражания,
ассоциирующиеся у них со звуками капели, шумом дождя, боем часов, голосами птиц
и животных.
Первоначально диапазон звукоряда не ограничивается,
чтобы малыш обследовал музыкальный инструмент, познакомился со звучанием
различных регистров, способами звукоизвлечения. На первых занятиях не нужно
требовать, чтобы ребенок, воспроизводя на клавиатуре те или иные звуки,
определенным образом держал руки, пальцы. Обычно дети настолько поглощены новым
видом деятельности, что не обращают внимание ни на что другое.
В дальнейшем нужно познакомить их со способами
звукоизвлечения и правильной постановкой руки, с выразительным исполнением;
объяснить, что музыкальный инструмент не любит, когда с ним грубо обращаются, и
отвечает на сильный удар резким, неприятный!, пронзительно-громким звуком.
Первая ступень требует примерно 15-20 занятий. Многое
зависит от степени интереса детей, индивидуальных показателей музыкальности.
Материал следует усложнять постепенно. Если на первых порах ребенок играет
любые звуки, изображая достаточно простой образ, то в дальнейшем вводятся более
сложные задания: на воспроизведение высоких и низких звуков, изображающих
мяуканье кошки и лай собачки (музыкальная картинка «Помирились»), на
воспроизведение определенного ритмического рисунка («Бойкие воробушки»). Еще
более сложное задание -подобрать нисходящую терцовую интонацию (музыкальная
картинка «Спи, мой мишка»). Это как бы «забег» вперед, переход на более высокую
ступень -мелодическую.
На ориентировочно-тембровой ступени можно использовать
следующие методические
Приемы:
•
повторение
за музыкальным руководителем отдельных звукоподражаний - «игра с рук», сначала
с открытой клавиатурой, а затем - с закрытой;
•
«музыкальное
эхо» - нахождение по слуху отдельных звуков, сыгранных педагогом.
Используются также музыкально-дидактические игры «Кто
в домике живет?», «Пение птиц», «Музыкальный зоопарк» и др.
При «игре с рук» музыкальный руководитель медленно
пропевает и воспроизводит на музыкальном инструменте тот или иной звук в
регистре, удобном для голоса ребенка, предлагает ему внимательно послушать,
запомнить, а затем найти его на инструменте. Если малыш не справляется с
заданием, педагог повторяет его. На первых порах закрывать клавиатуру
фортепиано не обязательно. Пусть ребенок следит за руками педагога. Однако
после двух-трех занятий следует предложить ребенку найти сыгранное
звукоподражание, опираясь только на собственное музыкально-слуховое
представление.
Для успешного
применения методического приема «музыкальное эхо» педагогу следует умело
подбирать слова и звукоподражания, способствующие тому: чтобы «.музыкальное эхо»
было сыграно в спокойном, ровном темпе, выразительно и динамично.
Воспроизведение за музыкальным руководителем сначала ритмического рисунка, а
затем и мелодии, состоящей из двух-трех звуков, является для ребенка первой
попыткой игры несколькими пальцами. Меняя руки, пальцы, играя в разных октавах,
ребенок постепенно учится дифференцировать звуковысотные отношения.
Музыкально-дидактические игры способствуют освоению
музыкального инструмента, развивают музыкальную память, точность слухового
восприятия и контроля, быстроту реакции. В игровой форме становление
деятельности подбора мелодий, звукоподражаний происходит успешнее. Ребенок
преодолевает возникающие у него трудности легко, не замечая, что его учат.
Игра «Кто
в домике живет?». Ее цель - научить
детей повторять за педагогом сыгранные на фортепиано простейшие мелодические
звукоподражания. Внимание ребенка обращают на красивый музыкальный домик: здесь
живут разные птицы и звери. Педагог поет и играет на музыкальном инструменте
звукоподражание, а ребенку предлагает узнать, чья это песенка, кто живет в
домике. Пусть он попробует исполнить на инструменте самостоятельно: «мяу»,
«га-га-га», «ко-ко-ко» и др. Если ребенок выполняет задание правильно, в окне
домика появляется фигурка зверюшки или птички: если малыш не справляется с
заданием, окно домика остается закрытым.
Ориентировочно-темброва; ступень предполагает интегрированную
форму занятий, включающую чтение стихов, пение рассматривание ярких
иллюстраций, музыкально-дидактическую игру, подбор мелодических звукоподражаний
на музыкальном инструменте. Все это активизирует детей, естественно и легко
вводит их в деятельность подбора по слуху.
Дети четвертого года жизни без труда преодолевают
первую ступень, знакомясь со звучанием музыкального инструмента на фронтальных
и индивидуальных занятиях.
Ритмическая ступень. На пятом году жизни дети достаточно легко осваивают
ритмическую структуру предлагаемых песен, приемы игры на различных ударных, а
также звуковысотных детских музыкальных инструментах. А вот овладеть ритмическим
и звуковысотным движением в их единстве им трудно, что и привело к
необходимости выделить ритмическую ступень как специальную.
На этой ступени можно использовать совместную (ребенка
и взрослого) игру на инструменте (чаще всего «игровое че-тырехручие»), когда
педагог исполняет всю партию, а ребенок - всего два звука: чистую квинту или
чистую октаву; исполнение небольших песен и потешек, построенных на одном
звуке; ансамбль ударных инструментов.
Первоначально следует предложить детям ритмические
рисунки, основанные на чередовании одинаковых длительностей: четвертных или
восьмых в двух- или четырехдольном размерах Эти ритмические блоки даются
сначала на простом музыкальном материале, а затем -на постепенно усложняющемся.
Следующие задания предусматривают воспроизведение более сложных ритмических
структур: ритмов суммирования, дробления, пунктирного и синкопированного. Затем
предлагаются задания на воспроизведение различных ритмических структур в
песенках, построенных на одном звуке, например «Андрей-воробей»,
«Тет-ка-Богатка», «Дон-дон» и др.
Игра в четыре руки с взрослым на фортепиано или другом
инструменте, например ЭМИ, является для ребенка одним из самых увлекательных
видов музыкальной деятельности. Ему кажется, что он сам исполняет всю ту
музыку, которая звучит.
Совместная игра ребенка и взрослого на фортепиано
создает прекрасные условия для развития эмоциональной отзывчивости на музыку,
музыкального слуха, памяти, чувства музыкального ритма. Ансамблевая игра учит
ребенка вслушиваться в общее звучание, вовремя вступать, согласовывать
звучность своей партии с партией педагога, не ускорять и не замедлять темп.
Исполняя на различных музыкальных инструментах
простейшие пьесы, построенные на одном звуке, дети осваивают все более сложные
ритмические структуры и способы звукоизвлечения. На групповых и индивидуальных
занятиях можно создавать ритмические ансамбли, используя как деревозвучные
(деревянные ложки, кастаньеты, трещотки), так и металлозвучные ударные
инструменты (треугольники, румбы, бубенцы, тарелки, колокольчики), а также бубны,
погремушки, маракасы и др.
Игрой на ударных инструментах лучше всего сопровождать
исполнение педагогом на фортепиано, баяне или аккордеоне веселых плясовых
мелодий или аккомпанировать пению, не заглушая хорового звучания. В последнем
случае оркестровка должна быть особенно прозрачной.
Играя на разнообразных ударных инструментах,
воспроизводя всего лишь одну ноту на фортепиано или других звуковысотных
инструментах с диатоническим или хроматическим звукорядом, ребенок осваивает ритмические
закономерности, элементарную динамику, первоначальные игровые движения,
приобретая навык игры в ансамбле.
Мелодическая ступень. На шестом году жизни у детей появляется отчетливое
желание подбирать мелодию по слуху. Наряду с темпом и ритмически м рисунком,
они в большинстве случаев уже могут воспроизвести и звуковысотную сторону
мелодии.
Детям этого возраста свойственна достаточно широкая
предварительная ориентировка в задании: многие из них не сразу начинают
подбирать мелодию, а сначала, нажав несколько клавишей, прислушиваются к
звучанию и подстраиваются голосом к извлекаемым звукам. Постепенно овладевая
подбором мелодии, дети перестают подпевать вслух и начинают ориентироваться на
сложившиеся слуховые представления.
На мелодической ступени дети последовательно овладевают
системой образов-интонаций, построенных на интервальной основе; эталонными
мелодическими построениями; усложняющимся музыкальным материалом.
Нужно выбирать песни, содержащие яркие музыкальные
интонации, и акцентировать на них внимание детей, раскрывая, где это возможно,
изобразительный и выразительный характер этих интонаций. Например, на
нисходящей терции построены «зов кукушки», песенка кошки, колыбельные песни;
интонация чистой кварты, передающая волевое целеустремленное движение,
содержится в песнях «Барабан» Е. Ти-личеевой, «Дятел» Н. Леви, «Лихой наездник» М. Красева и др.
Лучше всего начинать подбор с нисходящей терции, так
как Она лежит в основе колыбельных песен, которые ребенок слышит с рождения.
Она легка для пропевания, с нее начинаются многие русские народные песни и
песни, написанные композиторами специально для детей. Овладев терцией, дети
достаточно легко подбирают простые песни, основанные на этом обороте: «Спите,
куклы» Е. Тиличеевой, «Кап-кап» (румынская народная песня), «Два кота» (польская
народная песня) и др.
В качестве эталонных мелодических построений мы
предлагаем детям мажорные тетрахорд, пентахорд, гамму. В дальнейшем эти
построения закрепляются на песенном материале, таком как «Лесенка», «Цирковые
собачки» Е. Тиличеевой, русская народная песня «Две тетери» и др.
После того как ребенок овладел той или иной интонацией
или мелодическим построением, он подбирает их на фортепиано от разных звуков, а
потом - на других детских музыкальных инструментах.
При освоении детьми игры в ансамбле однородных
музыкальных инструментов им предлагается достаточно медленный темп, который
облегчает поиск нужного звучания. Если во время подбора мелодии группой детей
какой-то ребенок ошибся, ему лучше остановиться, чтобы не нарушать общего
ансамбля, и присоединиться к играющим с новой музыкальной фразы.
Эффективным методом работы на этом этапе является
совместная игра музыкального руководителя и ребенка на одном музыкальном
инструменте по фразам. Педагог исполняет более сложные, а ребенок - более
легкие эталонные мелодические построения. Затем партия ребенка усложняется и
становится все более самостоятельной.
«Музыкальное эхо» — буквальное повторение сыгранных
педагогом музыкальных фраз, предложений — еще один вариант совместной игры
ребенка и взрослого. Хорошие результаты дает и исполнение ребенком мелодии на
детском музыкальном инструменте, а педагогом -аккомпанемента на фортепиано,
баяне или аккордеоне.
Важно, чтобы ребенок переносил освоенные способы
действия на другие детские музыкальные инструменты с диатоническим и
хроматическим звукорядами. Можно использовать распространенные в детских садах
металлофон, ксилофон, детское пианино, рояль, баян, аккордеон, цитру, ЭМИ и др.
Игра в оркестре доставляет детям большое удовольствие,
обогащает их музыкальное восприятие, развивает музыкальный слух в единстве его
тембрового, динамического, мелодического и гармонического компонентов,
формирует чувство лада, ритма, ансамбля.
Оркестры детских музыкальных инструментов могут быть
различными по количеству участников, составу инструментов. На наш взгляд,
максимальное количество участников оркестра не должно превышать 30 человек,
в противном случае педагогу трудно будет добиться слаженной игры. В зависимости
от характера музыкального произведения подбираются группы детских инструментов:
духовая, струнная, ЭМИ, клавишно-язычковая, клавишно-ударная, ударная.
При организации детского оркестра важно следовать
определенным правилам. Маленькие исполнители должны хорошо видеть руководителя.
Они должны удобно сидеть или стоять, не мешая друг другу. Музыкальные
инструменты лучше всего положить на небольшие подставки или столики, но не
класть на колени, чтобы дети, играя на них, не сидели согнувшись. Треугольники
подвешивают на специальной подставке с устойчивым основанием, а духовые и
некоторые ударные инструменты до начала игры дети могут класть на колени.
Инструменты, относящиеся к одной группе, лучше
располагать рядом. Инструментов с тихим, нежным звучанием должно быть больше и
размещать их лучше впереди (слева от музыкального руководителя). Это относится
к струнной и клавишно-ударной группам.
Духовая группа может располагаться справа от
музыкального руководителя или образовывать второй ряд, а ударно-шумовые -
третий ряд, размещаясь произвольно. Таким образом, расположение детей оркестре
напоминает размещение голосов в хоре: справа; низкозвучащие, слева -
высокозвучащие. Ударным инструментам
отведены второй и. третий ряды.
На первых порах исполнение пьес с аккомпанементом,
поддержкой взрослого необходимо, но по мере накопления опыта дети могут играть
и самостоятельно. Это дает возможность, как в хоре при пении
без сопровождения, контролировать слухом свое исполнение, добиваясь
слаженности, точности, чистоты звучания.
Работа с ансамблями и оркестром на слуховой основе
делала ее более легкой и интересной что чрезвычайно важно, способствует
значительному в накоплению детьми музыкального репертуара за счет сокращения
сроков разучивания пьес. Эта работа развивает у ребенка не только музыкальный
слух, но и всю систему музыкальности
Завершает мелодическую ступень инструментальное
творчество. На первых порах его хорошо организовать в игровой форме. Педагог
задает музыкальный вопрос на том или ином музыкальном инструменте, а ребенок
самостоятельно импровизирует музыкальный ответ. Можно использовать и
коллективные импровизации. Одна маленькая деталь: на металлофоне или ксилофоне убираются четвертая и пятая ступени, а на
электромузыкальных инструмент; они просто заклеиваются.
Отсутствие малых секунд резко диссонирующих интервалов
дает возможность получить достаточно гармоничные сочетания звуков. Детей
увлекает процесс импровизации, при котором возникновение замысла и его
реализация происходи одновременно. Можно облегчить дошкольникам задачу,
предложить всем определенный ритм, который обычно диктуется текстом песни, а
затем дети могут поиграть поочередно в любом ритме.
Естественный и легкий переход к импровизации — одно из главных достоинств подбора музыки по слуху.
Изучение исследований и анализ практических методик
позволии наметить примерные возрастные периоды становления игры по слуху на
детских музыкальных инструментах. Большинство детей четвертого года жизни без
труда справляются с первой, ориентировочно-тембровой ступенью. На фронтальных
занятиях и в индивидуальной работе, в игровой, занимательной форме они
знакомятся с фортепиано (или другим чисто настроенным музыкальным
инструментом), различными его регистрами. Дети пятого года жизни могут перейти
на вторую, ритмическую ступень, освоить ритмическую структуру песен, приемы
игры на различных музыкальных инструментах. Дети шестого года жизни хорошо
справляются с третьей ступенью - мелодической, подбирают мелодии по слуху, с
удовольствием импровизируют.
Разумеется, это лишь примерные возрастные этапы
обучения игре по слуху. Каждый педагог в зависимости от индивидуальных
особенностей и степени продвинутости детей может менять сроки освоения ими этой
системы. Однако последовательность ее ступеней остается постоянной.
4. Роль воспитателя в обучении дошкольников игре на детских музыкальных
инструментах
Успехи музыкального развития дошкольников во многом зависят не только от
музыкального руководителя, но и от воспитателя. Ведь он общается с детьми чаще,
чем музыкальный руководитель, лучше знает склонности каждого ребенка.
Совместная работа музыкального руководителя и воспитателя помогает
заполнить жизнь детей песнями, играми, игрой на детских музыкальных
инструментах.
Последнему виду музыкальной деятельности в детском саду можно уделять
больше внимания. Постоянно увеличивая ассортимент озвученных игрушек и детских
музыкальных инструментов, с учетом возрастных особенностей детей оснащать
музыкальные уголки в группах.
Первоначальные навыки игры на музыкальных инструментах дети получают в
процессе музыкальных занятий. И если воспитатель с радостью ждет этих занятий,
с нетерпением готовится к ним вместе с ребятами, активен на протяжении всего
музыкального занятия, то детям передается его настроение.
Если говорить о детях младшего дошкольного возраста, то роль воспитателя
в музыкальной работе с ними исключительно велика, он является участником всех
видов детской деятельности: поет и танцует с ребятами, загадывает музыкальные
загадки, играет на бубне, дудочке, на погремушках.
Первоначальные музыкальные самостоятельные проявления у малышей еще
неустойчивы. Поэтому воспитатель поддерживает возникший у них интерес к
музыкальной игрушке и некоторым инструментам, показывает, как ими пользоваться.
Вместе с музыкальным руководителем обыгрывает на занятиях
музыкально-дидактические игры. Например, при знакомстве детей с музыкально-дидактической
игрой «Птичка и птенчики» Е. Тиличеевой воспитатель играет на металлофоне, а
музыкальный руководитель исполняет аккомпанемент.
Вместе с детьми он выполняет ритмические упражнения на погремушках,
колокольчиках, бубнах под сопровождение музыкального руководителя. Затем в
различных игровых ситуациях использует эти музыкальные игрушки с детьми в
группе. Воспитатель учит малышей реагировать на тихое и громкое звучание,
слышать и различать детские музыкальные инструменты (барабан, бубен, погремушку).
В средней группе педагог вместе с музыкальным руководителем знакомит
детей с музыкальными инструментами — металлофоном, треугольником и др. При этом
обязательно исполняет мелодию с ребенком, так как музыкальный руководитель
играет фортепианное сопровождение. Воспитатель помогает ребенку освоить навыки
игры на инструменте, передать ритмический рисунок мелодии. Если тот
затрудняется, проигрывает мелодию на своем инструменте (однотипном с
инструментом ребенка). Он играет вместе с детьми и в том случае, если мелодия
выучена и идет ее закрепление.
Часто, знакомясь с новыми пьесами, дети слушают игру на музыкальных
инструментах в исполнении музыкального руководителя и воспитателя.
Музыкальная деятельность детей вне занятий очень разнообразна. Она
проходит по чьей-то творческой инициативе, бывает различна по форме. И очень
важно в этой деятельности определить роль взрослого. Воспитатель направляет
самостоятельную музыкальную деятельность детей, включает музыку в игры, в
прогулку, трудовой процесс, используя выученный с музыкальным руководителем
материал, при необходимости подсказывает детям, как можно развернуть игру.
На музыкальных занятиях дети получают задания позаниматься в музыкальном
уголке, конкретно указывается попевка, которую они должны выучить на каком-то
музыкальном инструменте. Ребята самостоятельно разучивают несложные мелодии,
помогают друг другу. Воспитатель внимательно следит за игрой и в случае
необходимости приходит детям на помощь.
В свободное от занятий время воспитатель может проиграть знакомую мелодию
на инструменте. Это сближает его с детьми, создает доброжелательную,
непринужденную атмосферу.
Педагог, хорошо зная индивидуальные особенности детей, внимательно следит
за успехами ребят в обучении игре, замечает отстающих, организует им помощь,
выявляет наиболее способных детей. Эти дети затем становятся лучшими
помощниками воспитателя в обучении своих товарищей. Процесс обучения доставляет
удовольствие тем и другим. Дети-«учителя» испытывают большую радость, научив
играть товарища, а дети-«ученики» довольны, что их научили сверстники.
Особо необходимо участие воспитателя, когда дети начинают играть
ансамблем. Педагог следит за общим темпом исполнения, правильной передачей
ритмического рисунка, если необходимо, приходит детям на помощь.
Часто воспитатели делятся своими впечатлениями после посещения концерта,
театра. Дети же рассказывают о музыкальных передачах, услышанных или увиденных
по телевидению. Воспитатель, хорошо зная каждого дошкольника, должен вовремя
заметить его интерес к музыке, поддержать тех детей, которые стремятся выразить
свое творчество в самостоятельной деятельности, делают первые шаги в игре на
музыкальных инструментах.
Участие воспитателя в процессе обучения детей игре на музыкальных
инструментах, его умение исполнять знакомые детские песни, попевки, программные
произведения дают возможность педагогу обыгрывать музыкально-дидактические
игры. В начале мы разучиваем их на занятии, а воспитатель продолжает играть с
детьми в группе. В этих играх он может исполнить как главную, так и -
второстепенную роль.
Играть можно не только на металлофоне, но и на других детских музыкальных
инструментах. Их применение дает возможность воспитателю интереснее
организовать самостоятельную музыкальную деятельность детей, шире развивать их
творческие способности.
Привлекая воспитателя к работе с детьми, необходимо в первую очередь
подготовить его самого. Для этого мы планируем целый ряд мероприятий.
Во-первых, это индивидуальные занятия, в процессе которых воспитатели учатся
играть на детских музыкальных инструментах индивидуально и в ансамбле.
Во-вторых, проведение консультаций, во время которых они разучивают новые
песни, движения, отрабатывают ритмический рисунок песен. Обязательно проводить
консультации в предпраздничные дни: заниматься с ведущими, обыгрываем различные
игры, в том числе и музыкально-дидактические, которые требуют от ведущего
владения несколькими детскими музыкальными инструментами. Хорошо, если кто-либо
из воспитателей может играть на каком-то инструменте: аккордеоне, баяне и аккомпанировать
на утреннике вместе с музыкальным руководителем. Опыт показал, что если
регулярно и систематически заниматься с воспитателями, т. е. последовательно
расширять и углублять их знания и умения, то они будут активными участниками в
музыкальной работе с детьми, хорошими помощниками.
В детском саду музыкальное воспитание рассматривается как одно из звеньев
гармонического развития детей дошкольного возраста. Нужно отметить, если
воспитатель сам любит музыку, активен на музыкальных занятиях, праздниках, с
удовольствием обучает детей игре на музыкальных инструментах, то и дети в этой
группе отличаются особой музыкальностью, с интересом ждут занятий, весело
проводят часы досуга, играют на музыкальных инструментах в группе в свободное
от занятий время.
Только благодаря совместной работе музыкального руководителя и
воспитателя, творческому подходу к вопросам музыкального воспитания
дошкольников жизнь ребят можно сделать интересной и разнообразной.
Заключение
Ведущей формой музыкальной деятельности в детском саду являются
музыкальные занятия. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение,
слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных
инструментах.
Игре на детских музыкальных
инструментах в детском саду уделяется особое внимание, так как именно детское
музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышает
интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти,
внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет
музыкальное воспитание ребенка.
В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого
исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и
совершенствуются творческие и музыкальные способности.
Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир
музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания
различных инструментов. У них улучшается качество пения (чище поют),
музыкально-ритмических движений (четче воспроизводят ритм).
Для многих детей игра на детских музыкальных инструментах помогает
передать чувства, внутренний духовный мир.
Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития
мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.
Литература
Бублей С. Детский оркестр.- Ленинград : 1983.
Ветлугина Н.А. Детский оркестр. - М.: Просвещение.
Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. - М.: Просвещение,
1981.
Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста.
– М.: Владос, 2000.
Кононова Н.Г. Обучаем игре на детских музыкальных инструментах. - 1990.
Метлов Н.А. Музыка детям. – М.
1985
Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. – М.: Просвещение:
Владос, 1994.
М. А. Трубникова. - // Музыкальный руководитель. - 2005. - № 5. - С. 2-7
Трубникова М. Учим детей играть по слуху // Дошкольное воспитание.
Бороздинов А. Обучение игре на детских музыкальных инструментах // Дошкольное
воспитание. – 1991 №9
Комментариев нет:
Отправить комментарий