Конспект по развитию речи в старшей группе «Сказочное путешествие» с
использованием технологии ТРИЗ
Цели: развивать
внимание, умение понимать поставленную задачу (что нужно делать, способы ее
достижения (как делать). Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми во
время деятельности, игр, бесед, развитие и обогащение эмоциональной сферы
детей.
Основные задачи:
Воспитательные.
- воспитание культуры
поведения, умения вести себя в коллективе.
- Воспитывать
доброжелательность, отзывчивость, доброту, уважение к окружающим;
Образовательные.
- обучение элементам
техники выразительных движений: умение правильно выражать эмоции удивления,
страха, радости посредством мимики.
- обогащение словаря
детей посредством слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроение.
- учить отвечать на
вопросы полными ответами.
Развивающие.
- развитие
познавательных способностей и эмоционально-личностной сферы детей;
- ориентировки в
пространстве;
- быстроты реакции;
- координации слова с
движением;
- развитие у детей
внимания;
- Развивать
мыслительные процессы: память, творческое воображение, связную и выразительную
речь. ;
- развитие моторики.
- Развивать эмпатичные
проявления по отношению к сверстникам и взрослым.
Приемы и методы
технологии ТРИЗ, используемые на занятии:
-Фантазирование
-Мозговой штурм
-Игры-противоречия
Основные принципы в
работе:
-Отношение к детям, к
их потребностям уважительное, доброжелательное.
-Каждый ребенок
принимается таким, какой он есть.
-Занятия проходят в
игровой форме, что вызывает у детей живой интерес.
-Положительная
эмоциональная оценка любого малейшего достижения ребенка.
-Большое внимание
уделяется развитию у детей способности к самостоятельной оценке своей работы.
Так как самооценивание позволяет спокойнее относиться к результату своей
деятельности и оценки со стороны взрослого.
-Создание на занятиях
чувства безопасности, благодаря чему дети могут свободно исследовать и выражать
свое Я.
Оборудование:
-разноцветные бумажные
кораблики
-емкость с водой
-пиктограммы с изображением
эмоций
-фигуры животных
(игра- подбери правильно)
-конверты
-разрезная картинка
солнышко
-зеркала маленькие
-смайлики
-конструктор-лего
-набор карточек цифр
-телевизор для показа
картин
-аудио-запись звуки
воды
ХОД ЗАНЯТИЯ.
1. Орг. момент (встали
в круг)
Когда люди
встречаются, принято здороваться! Я предлагаю нам с вами это сейчас сделать. А
делать мы будем это разными способами!
Можно сказать, всем
«Здравствуйте».
А как можно
поздороваться молча? (дотронуться рукой, моргнуть глазами. Киваем головой,
помахать и т. д.) Молодцы!
Давайте мы с вами
повторим правила, как мы себя ведем на занятиях и играх:
1. Каждый день всегда,
везде,
На занятиях, в игре,
Громко, четко,
говорим,
Никуда мы не спешим.
2. Если хочешь ты
ответить, не шуми,
Только руку подними.
- Скажите вы любите
путешествовать? Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в сказочную страну,
побываем на разных островах, нас ждут невероятные приключения и множество
загадок. Попадая в эту сказочную страну люди немного меняются. Хотите узнать,
как? Тогда в путь. Так как страна необычная, то и в путешествие мы отправимся
необычным образом: с помощью фантазии.
-А что такое фантазия?
(фантазия - это наши мечты, когда мы, о чем –то мечтаем, что-то выдумываем то,
чего нет на самом деле.) Давайте представим, что это море, и мы поплывем по
нему каждый на своем кораблике.
-Ребята, а какая в
нашем море вода (спокойная) Как вы думаете, поплывет ли по такой воде кораблик
и как? А что необходимо кораблику, чтобы он поплыл? (ветер) А мы сможем сделать
ветер? Как? (подуть) Что будет, если мы будем сильно дуть? (кораблики
перевернутся и утонут) Значит надо дуть потихоньку, осторожно.
Дети выбирают себе
кораблик понравившегося цвета и запускают его в воду. Дуют на него, чтобы он
поплыл.
2. Основная часть.
-Вот мы и прибыли.
Посмотрите, ребята, что это? Ворота. – А на воротах – замок. Наверно жители
страны думали, что дети придут сюда невоспитанные, которые не умеют быть
вежливыми, и они в свою страну не хотят никого пускать. Может мы покажем, что
мы не такие и знаем много вежливых и добрых слов? Мы сейчас возьмем клубочек
добрых слов и их попросим нас пустить.
Игра «Клубочек добрых
слов»
Дети передают клубок
друг другу, при этом каждый называет какое-то «доброе слово»
Воспитатель: Ребята вы
сказали столько добрых слов, что на душе стало тепло и хорошо. И наш замок тоже
не выдержал, открылся. Добро пожаловать в сказочную страну!
-Вот и первый остров
сказочной страны.
-Как вы думаете, ребята,
как он называется? (дети смотрят на пиктограмму УДИВЛЕНИЕ)
- Чему мы можем
удивиться?
(дети изображают
удивление с помощью мимики, смотрят на себя в маленькие зеркала)
-На этом острове живут
необычные животные, посмотрите, что с ними не так?
(перепутаны части от
них) Разве такое может быть на самом деле? Поможем им?
(дети подбирают
правильные половинки животных)
-Молодцы, вы все
правильно сделали, и они нам очень благодарны. За это нам дарят волшебный
конверт, который можно будет открыть только в конце нашего путешествия. Возьмем
конверт с собой и пора дальше нам.
-Посмотрите ребята, а
вот и следующий остров, как вы думаете, как он называется? (дети смотрят на
пиктограмму СТРАХА, пробуют изобразить, смотрят в зеркала)
А почему нам может
быть страшно?
Вот и в этом сказочном
городе произошло несчастье, поднялся ураган и разрушил все дома. Но мы же с
вами обязательно поможем и не оставим в беде?
-Конструирование.
Детям берут карточки с цифрами и им необходимо построить дом у которого будет
столько этажей, сколько значит цифра.
Дети строят дома
расставляют их в городе, украшают. Пока все делали-Появился второй конверт.
-Как вы думаете,
хороший поступок мы с вами сделали? А нам пора дальше.
Ребята, я приглашаю
вас поиграть в игру «хорошо-плохо». В каждой картинке вы должны найти хорошее и
плохое.
РОЗА-хорошо, что она
красивая, а плохо то, что у нее шипы и можно уколоться.
МОРОЖЕНОЕ-хорошо, что
вкусное, а плохо, что можно заболеть.
ВЕЛОСИПЕД- хорошо
кататься, плохо, что можно упасть.
ИГЛА-хорошо, что шьет,
а плохо, что можно уколоться.
ЧАЙНИК- вскипятить
чай, плохо, что обжечься.
-А Вот посмотрите и
третий остров у нас на пути. Как он называется (смотрят на пиктограмму РАДОСТИ,
изображают и смотрят в зеркала)
-Чему мы радуемся?
-А сказки могут
радовать нас? (конечно, в них добро всегда побеждает зло) Много вы знаете
сказок?
-Предлагаю нам
поиграть в игру со сказками. Будем смотреть картинку сказки и отвечать на
вопрос. Готовы?
*Кто самый сильный в
сказке Репка? (дед, хотя помогла мышка)
*Как в сказке «Курочка
Ряба» сделать так, чтобы яичко золотое не разбилось, хотя мышка все равно
пробежит и махнет хвостиком (положить его в тарелочку, сделать в столе ямку,
накрыть его чашкой и т. д)
*В сказке «Колобок»
как он должен сделать так, чтобы и песенка была услышана, и живым нужно
остаться? (залезть на голову. На спину и т. д.)
*В сказке «Маша и
медведь» как сделать Маше так, чтобы медведь отпустил ее сам? (притвориться
больной, хулиганить, ничего не варить ему и т. д.)
-Смотрите, пока мы
играли у нас появился третий конверт.
3. Итог.
- Мы столько сделали
сегодня добрых дел, что появилась даже часть солнышка в сказочном городе.
-Как вы думаете, где
остальные могут быть части? Думаю, пора посмотреть, что в наших конвертах.
Открываем конверты и
собираем солнышко!
- Посмотрите, дети, мы
с вами своими добрыми делами, вежливыми словами, своими знаниями и терпением
преодолели все задания.
-Какие хорошие
поступки и дела мы сделали? (вернули животным правильный облик, собрали
разрушенные дома)
-Вам понравилось? –
Какой остров понравился больше и на каком бы вы хотели остаться? -Что было
сложно, а что совсем легко?
-Предлагаю вам
подарить гостям смайлики - улыбки, а в ответ попросим их улыбнуться нам, чтобы
у всех всегда было хорошее настроение!
Звучит песня «УЛЫБКА»
Комментариев нет:
Отправить комментарий